Ежегодно каждое третье воскресенье августа в России празднуют День авиации. Знаменательно, что профессиональный праздник авиаторов отмечают не только специалисты, которые имеют отношение к воздушному флоту, но и все, кто пользуется услугами аэротранспорта, а также те, кто еще только осваивает профессии авиационного профиля.
В Южно-Уральском государственном университете есть целый факультет, который стремится к созданию регионального центра фундаментального элитного технического образования, объединяющего усилия школ, колледжей, академических и военных институтов, отраслевых КБ авиационно-космического профиля. Это Аэрокосмический факультет Политехнического института ЮУрГУ.
На факультете создано отделение, где проводится подготовка будущих пилотов, а участие в этой подготовке принимают ведущие специалисты университета, одним из которых является Сергей Хатунцев.
«Меня с детства тянуло к самолетам. Закончив летное училище, работал на Ульяновском «Авиастаре», затем в Ульяновском авиационном училище. В течении последних пяти лет с коллегами из университета развиваем направление подготовки пилотов. Обучение организовано в сетевой форме, теоретическую часть которой проводит Аэрокосмический факультет, а учебную (летную) практику – Челябинское летное училище гражданской авиации», − рассказывает Сергей Геннадьевич.
Каждый из пилотов в течении своей летной жизни попадал в непредвиденные ситуации, связанные с погодными условиями и механическими неполадками работы самолета. Поэтому одним из главных составляющих учебного процесса является привитие будущему пилоту умения быстро оценить сложившуюся ситуацию и принять единственное правильное решение.
«В Ульяновском училище при перелете с учебного аэродрома «Солдатская Ташла» на аэродром базирования «Баратаевка» на самолете Як-18Т произошел отказ выпуска левой стойки шасси, аварийно стойка также не выпускалась. Пришлось выпускать стойку придуманным по ходу полета способом – с пикирования «перегрузкой». Единственной пришедшей в негодность деталью стал цилиндр выпуска стойки шасси», − продолжает делиться воспоминаниями заведующий отделением подготовки специалистов авиационного персонала Сергей Хатунцев.
Современный самолет – это высокотехнологичное изделие, позволяющее выполнять полеты практически в любых погодных условиях, днем и ночью, на больших высотах и на огромные расстояния.
Авионика, установленная на современных воздушных судах, позволила сократить экипаж до двух пилотов, убрав из кабины штурмана, бортинженера и бортрадиста, поэтому работа, выполняемая этими специалистами, легла на плечи пилотов.
Подготовка пилота длительный и кропотливый процесс и начинается он с ВЛЭК – врачебно-летная экспертная комиссия, которая сопровождает членов экипажа всю жизнь. Теоретическая часть учебного процесса, организуемая на базе Аэрокосмического факультета, является одной из важнейших составляющих подготовки будущих пилотов. Также важным условием в профессиональной деятельности является знание английского языка.
Теоретические знания закрепляются на практике, которая состоит из двух частей: подготовки на тренажере и на самолете.
В университете имеются технические средства обучения, используемые в учебном процессе, разработанные под самолеты итальянской фирмы «Tecnam»: однодвигательный, первоначального обучения Р2002 SIERA и выпускной двухдвигательный Р2006 TWIN.
«Тренажеры на то и предназначены, чтобы до автоматизма отработать все действия на земле, как должно оно быть в полете. Вынужденная посадка, отказ двигателя, пожар – все особые случаи отрабатываются на тренажере, чтобы в полете, в какой-либо ситуации не открывать инструкцию и не листать ее, не искать, что нужно делать. Все приборы на тренажере дублируются, как оно есть на самолете один в один. Тренажеры предназначены для всех: и кто давно летает, и для тех, кто только начал летать. Внутри экипажа обязательно отрабатывается взаимодействие», − рассказывает пилот-инструктор летательных тренажеров ЮУрГУ Евгений Гамммер.
Одной из самых сложных систем летательного аппарата является двигатель. Поэтому для изучения двигателя в университете оборудован спекласс, где студенты Аэрокосмического факультета изучают его в статике и динамике.
«В классе конструкции двигателей самолетов есть стенд двигателя итальянских самолетов марки «Tecnam». Почти все детали двигателя препарированы, поэтому можно увидеть, как проходит работа механической части двигателя. К тому же, он похож на автомобильный и соответственно проще осваивается студентами. В дальнейшем, студенты переходят на более сложную технику – газотурбинные двигатели. Конструкция линейного самолета изучается в процессе обучения на втором курсе, по модулю ATPL, для этого студентам предоставлен самолет Як-40, который является фундаментом освоения более сложной техники», − продолжает разговор заведующий отделением подготовки специалистов авиационного персонала Сергей Хатунцев.
Студенты, обучающиеся на Аэрокосмическом факультете ЮУрГУ, проходят практику в Челябинском летном училище гражданской авиации «ЧелАвиа». Училище соответствует всем стандартам, требуемым для качественного обучения студентов. На его базе есть летательные тренажеры для пилотов, которые дают возможность ребятам привыкнуть к кабине и наглядно изучить систему запуска и управления самолетом.
В авиапарке находятся самолеты итальянской марки «Tecnam» ,в частности, модели Р2002 и Р2006, на которых будущие пилоты оттачивают свое мастерство, будучи уже в воздушном пространстве.
«Учебная (летная) практика выполняется на вышеназванных типах воздушных судов и по объему составляет 150 часов, что позволяет выпускнику претендовать на получение свидетельства коммерческого пилота. После его получения может работать в авиакомпании на самолетах от Аи-2 до Airbus и Boeing. Выпуск в 2017 году состоялся в июне в количестве 32 человек», − делится подробностями заместитель директора по безопасности полётов «ЧелАвиа» Сергей Курбатов.
Таким образом, вместе с ЧЛУГА Аэрокосмический факультет ЮУрГУ успешно решает свою главную задачу − готовит грамотных, теоретически подкованных, практически обученных пилотов, умеющих летать как на однодвигательном, так и на двухдвигательном самолетах, готовых к профессиональной деятельности в современных авиакомпаниях.