Выпускники ЮУрГУ славятся своим высоким профессионализмом далеко за пределами России. В их числе и Сергей Гладышев, который в 1966 году окончил Приборостроительный факультет ЮУрГУ по специальности «Автоматика и телемеханика». Успешно построил научную карьеру в родном вузе, положив начало новому направлению подготовки, а затем отправился покорять новые вершины науки в Соединенные Штаты Америки. Сегодня профессор Мичиганского университета Сергей Гладышев с благодарностью вспоминает свою Альма Матер.
– Почему для своего образования Вы выбрали именно ЮУрГУ?
– Я родился в Коркино, небольшом городе в Челябинской области. Для меня тема высшего образования всегда ассоциировалась только с ЮУрГУ. В то время мир впервые увидел спутники, свершился первый полет Гагарина, что, конечно, очень вдохновляло. Такие важные для человечества события привели к потребности в освоении новых специальностей, таких как автоматика и телемеханика, системы регулирования, измерительная техника и вычислительная техника. Я сделал выбор в пользу автоматики и телемеханики, поскольку беспроводное управление и передача команды на расстоянии вызвали у меня глубокий интерес. Единственным местом, где обучали по данному направлению в Челябинске, был Политехнический институт (ныне ЮУрГУ). После службы в армии я решил поступить туда.
– Трудно было Вам, выпускнику из глубинки, поступить и учиться в ЮУрГУ?
– Я тщательно готовился к поступлению в вуз, особенно в области математики, и успешно сдал все экзамены. В то время главный корпус ЮУрГУ только достраивался, но и тогда произвел на меня впечатление. Я понял, что поступил в правильное место. Учебный процесс не был легким, особенно при острой нехватке учебников. С утра мы шли в библиотеку, занимали очередь. Читальный зал всегда был переполнен. Сегодня мы вспоминаем об этом с улыбкой.
Требования к студентам были высокими, подготовка была очень серьезной, поэтому двоечники не доходили до конца обучения. Работая над дипломным проектом, я столкнулся с теорией регулирования и увлекся этой областью. В дальнейшем я поступил в аспирантуру, в докторантуру, хорошо ориентировался в преобразовательной технике и теории регулирования. После окончания университета мне было предложено остаться в вузе. Я принял предложение, и вся моя дальнейшая жизнь оказалась связана с ЮУрГУ.
– Кого из преподавателей и, может быть, и студентов, Вы вспоминаете до сих пор?
– Я хорошо помню одного студента, который у меня учился. Сейчас он – ректор университета. Александр Шестаков делал у меня лабораторные работы. Он был очень хорошим студентом, одним из лучших.
Преподавателей, которых я вспоминаю с большим уважением, уже нет с нами, ведь я закончил университет 51 год назад. Я хорошо помню Ивана Семеновича Пинчука, заведующего кафедрой автоматики и механики, и Георгия Севировича Черноруцкого, возглавлявшего кафедру автоматического регулирования. Они меня многому научили.
– А в чем заключается самый главный урок, который Вы усвоили в вузе?
– Любовь к учебе. Я считаю, что человек должен учиться до последнего дня, что я и делаю. Век живи, век учись. Сейчас я работаю в американском вузе. Задача, поставленная перед нами – подготовить студентов к тому, что они должны будут учиться всю жизнь. Я встречаю студентов, которым уже под 50 лет. Они, как и их молодые сокурсники, учатся, и это ни у кого не вызывает удивления.
– А не вызывает удивления, что им преподает русский профессор? Как Вы стали профессором Мичиганского университета?
– Как я уже сказал, после окончания вуза я остался на кафедре. После защиты докторской я стал заведующим кафедрой. Кроме того, я также входил в научно-методический совет Министерства образования и науки по электротехнике. Я открыл новую специальность в вузе, которая называлась «Электронные микропроцессорные системы управления автомобилей и тракторов». В 90-х годах я стал одним из организаторов и членов Академии электротехнических наук. Вот уже более 100 лет Сообщество автомобильных инженеров SAE проводит ежегодные конференции в Детройте, на которых я стал регулярно выступать с докладами на тему электронных микропроцессорных систем управления с конца 80-х годов. Во время моих командировок я посещал местные университеты, интересовался учебным процессом, смотрел лаборатории. В 91-м году я приехал в Детройт на годовую стажировку по программе обмена, после которой мне было предложено остаться в университете. Я начал жить здесь со своей семьей, когда мне был 61 год, и вот уже 18 лет как я преподаю в Мичиганском университете. Тем не менее, я по-прежнему являюсь членом Ученого совета по присуждению докторских диссертаций в ЮУрГУ.
– Сложно преподавать на английском?
– Конечно, учить английский в 60 лет – занятие не из лёгких. Первый год я вел только лабораторные работы. Затем я начал читать лекции по электротехнике, регулированию, измерению, электрическим машинам. Все эти дисциплины сосредоточены на одной кафедре. Хочу отметить, что инженерное образование, которое давали нам в течение пяти-шести лет специалитета, действительно было качественно выше, чем американский четырехлетний бакалавриат. Здесь у студентов сжатая программа, многие вещи «урезают» на первой ступени образования. Тем не менее, студенты здесь ничуть не хуже и не лучше.
– Ваши пожелания студентам ЮУрГУ.
– Учитесь и будьте инициативными всю жизнь. Это очень важно для успеха. Не ждите у моря погоды. Берите шанс в свои руки, это приведет вас к успеху, где бы вы ни работали.