Лето – традиционно горячее время для археологов, проводящих свой полевой сезон в этот период. Для студентов-историков ИСГН – это время первой учебной практики, которую они проходят в условиях экспедиции под руководством профессора кафедры отечественной и зарубежной истории Андрея Епимахова. Месяц, проведенный вдали от дома, должен стать основой понимания тех страниц древней истории, что остались только в виде археологических объектов – поселений, могильников и памятников духовной жизни. Научиться распознавать их при встрече – задача не из легких, еще труднее их правильно интерпретировать. Это и есть главная цель практики, и реализуется она в ходе самых настоящих археологических исследований, в которые студенты вовлечены от первого до последнего момента.
На протяжении многих лет экспедиция ЮУрГУ совместно с Институтом истории и археологии УрО РАН работает в урочище Каменный Амбар в Карталинском районе. Здесь делали первые шаги будущие историки ЮУрГУ, начиная с первого выпуска. Его достойный представитель – кандидат исторических наук И.В. Чечушков, ныне аспирант Университета Питтсбурга (США), в этом сезоне работал бок о бок со студентами и даже организовал приезд профессора Роберта Дреннана (h-index Web of Science – 12, Scopus – 13), который прочитал лекцию о новейших итогах своих исследований. Кроме того, будущие историки имели возможность прикоснуться к древнейшим архитектурным объектам Челябинской области: мавзолею Кесене («Башня Тамерлана»), памятникам бронзового века и средневековья.
Впрочем, программа практики состояла в основном из будничной работы на раскопках кургана 12 могильника Каменный Амбар-5. Этот памятник уже давно и хорошо известен за пределами страны, но его ценность только возросла в последние годы. Специалисты Гарвардской медицинской школы утверждают, что именно здесь выделена самая крупная серия древних ДНК в Северной Евразии. Новые исследования должны были пополнить этот внушительный список, что и стало одной из главных научных задач сезона. Благодаря слаженной работе всего коллектива эти планы удалось воплотить в жизнь.
Однако, прежде предстояло освоить премудрости полевой работы с нивелиром, лопатой и носилками, научиться готовить на костре и просто жить палатке в условиях степи, когда надо быть готовым и к зною, и дождю в течение одного дня. Вознаграждением за тяжелую работу первых недель стали хорошо сохранившиеся костяки людей бронзового века, захороненных более 3500 лет назад. В двойном погребении взрослых наряду с привычной керамической посудой был найден бронзовый нож и костяная втулка (видимо, деталь плети). Не меньше сюрпризов ожидало и при изучении самих костей – на одном из черепов были отчетливо видны следы трепанации. Эта хирургическая операция по удалению участков кости черепа крайне редко встречается в памятниках бронзового века, но, что изумляет более всего, человек явно прожил достаточно долго после операции, которая и сегодня считается достаточно сложной.
Впереди длительный этап обработки материалов – реставрация находок и аналитика. Кроме антропологических останков, по которым можно будет узнать о внешнем облике, системе питания, ДНК, состоянии здоровья и прочем, в распоряжении экспедиции есть не очень привычные источники информации. Например, были взяты пробы грунта из сосудов и зоны брюшной полости погребенных. Первые способны рассказать о содержимом сосудов в момент совершения ритуала, вторые – о наличии кишечных заболеваний у древнего населения. Пока же мы можем предварительно сказать, что исследованный курган оставлен носителями срубной археологической культуры, а конкретную дату узнать можно только по итогам радиоуглеродного датирования.
Студенческая часть работы завершена. Впечатления от практики останутся в памяти и отчетах, но, главное, удалось лично прикоснуться к миру древней культуры, известному только по книгам, и постигнуть азы работы археолога.