28 июля в России отмечают День PR-специалиста. Александр Чумиков, генеральный директор Агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг», главный научный сотрудник Института социологии РАН, доктор политических наук, профессор; член наблюдательного совета ЮУрГУ поделился своим богатым опытом в этой сфере, рассказал о востребованных направлениях и интересных проектах.
– Александр Николаевич, расскажите, как Вы начинали свою карьеру в PR?
– В PR пришёл из журналистики, где прошёл путь от спецкора до главного редактора московской городской газеты. Считаю, что переход из журналистики в PR – естественный путь развития, поскольку контентный пиарщик должен уметь всё, что умеет журналист, плюс что-то ещё.
В 1992-м в трудовой книжке появилась запись: руководитель службы паблик рилейшнз АО «Сити». Слов-то таких никто не знал. Равно как и не верил в успех строительства «Московского Сити» – самого большого градостроительного комплекса столицы всех времён и народов. А вот стоит ведь «Сити»!
– С какими обстоятельствами Вам приходилось сталкиваться в начале Вашей карьеры?
– С отличными! Что такое PR в 90-е никто не знал. Простые пресс-конференции никто не знал, как проводить! Конкуренция была минимальной. А гонорары довольно большими. Политтехнологии считались волшебством, которое гарантировало успех на выборах. Бизнес-PR – то же самое с гарантией продаж. Однако всё это быстро кончилось с наступлением первого кризиса в 1998-м. После этого пришлось работать уже не понтами, а мозгами.
– Как изменился отечественный PR сегодня? Появились ли новые особенности в работе PR-специалиста?
– Конечно, изменился. С возникновением и развитием интернет-коммуникаций увеличился, мягко сказать, объем доступной информации. И понятие «факт» полностью заменилось понятием «смысл». Раньше обманывать считалось неэтичным. Теперь обманывать в принципе нет необходимости. В поддержку нужного смысла можно подобрать любые абсолютно правдивые факты. В этом и заключается теперь мастерство PR-специалиста.
– Как вы считаете, какие направления в PR сегодня наиболее востребованы на рынке?
– Любые направления, которые ведут к результату. Раньше существовала отговорка: PR, мол, не влияет, а способствует. Сейчас по-другому. Называй свои методы как хочешь – хоть PR, хоть не PR, а результат выдай. Всё вместе называется «коммуникации». Правильно построй любые коммуникации – и будет результат.
– Вы часто входите в жюри профессиональных конкурсов. Можете назвать какой-либо проект, который Вас впечатлил, который Вы запомнили?
– Входил и вхожу. Являюсь председателем оргкомитета и членом жюри самого крупного, престижного и популярного в нашей стране журналистского конкурса «Патриот России». В этом году уже 16-й, финальные мероприятия пройдут в Туле. А в прошлом году они проходили в Челябинске. Журналисты из многих регионов России впечатлились красотами и гостеприимством Южного Урала.
Ещё я многолетний председатель жюри Всероссийского конкурса студенческих PR-проектов «Хрустальный апельсин». Великолепный конкурс, в котором студенты оттачивают своё мастерство. Хочу напомнить, что в жюри конкурса участвуют и оценивают работы руководители самых крупных в России PR-агентств. Ни один маститый пиарщик ни разу не отказался, не уклонился. Ваши работы реально читают и оценивают. Так что есть смысл проходить «проверку боем» и накапливать с помощью конкурса свой портфолио.
– Какие проекты, с которыми вы встречались, которыми руководили или в которых Вы принимали участие, произвели на Вас наибольшее впечатление?
– Не буду говорить о далёком, романтичном и запредельном, остановимся на Челябинской области. Лет пять работал с Магнитогорским металлургическим комбинатом, придумали и реализовали проект под названием: «Магнитка: от чёрного монстра – к пространству, привлекательному для жизни и работы». И такой: «Лица Магнитки – народный альбом», когда требовалось ликвидировать мировоззренческий разрыв между теми, кто работает на комбинате, и остальными магнитогорцами. Удалось. Потом то же самое сделали для области в целом.
А сейчас – совершенно великолепный проект для ЮУрГУ, который является участником программы «5-100», направленной на то, чтобы Университет к 2020 году вошёл в Топ-100 ведущих мировых рейтингов ВУЗов. Считаю за честь участвовать в этом проекте: и как пиарщик, и как член Наблюдательного совета ЮУрГУ.
– Что Вы можете пожелать PR-специалистам в преддверии их профессионального праздника?
– Осваивайте три обязательных «кита»: копирайт всех возможных форматов; информационный аудит организаций, товаров, проектов с помощью электронных медийных библиотек; подготовку квалифицированных презентаций.
С третьей позицией у современных студентов более-менее, а вот с двумя первыми – проблемы.
– Напишите, пожалуйста, небольшое напутствие для студентов ЮУрГУ, выбравших эту профессию, а также тем, кто только собирается поступать на направление «Реклама и связи с общественностью».
– Напутствие очень простое: быстрее приступайте к профильной работе, пусть и бесплатной первое время, в качестве практики-стажировки. Максимум после первого курса. А как работу совмещать с учёбой? Шевелите лапками!