ЮУрГУ посетили специалисты QS Шади Хияжи и Жак Фэзан де Чампчеснель. Компания проводит экспертные и аналитические исследования и ежегодно публикует рейтинги лучших университетов мира. В рамках реализации Плана действий по реализации Программы повышения конкурентоспособности («Дорожная карта») специалисты QS и ЮУрГУ обсудили разработку и реализацию мер по повышению репутации Университета на международной арене.
Опишите будущее университетского образования. Какой он, университет будущего?
Жак де Чампчеснель: – Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо принять во внимание роль университета. В первую очередь, молодые люди взрослеют в вузе. Это уникальный период в жизни человека, когда он становится независимым в мыслях и жизни, который, конечно, проживают не все на этой планете. Важным элементом взросления является поиск своего карьерного пути, выбор своего будущего, нахождение себя в обществе. Университет символизирует этот переход от подростка к взрослому человеку. Я бы хотел заострить внимание на другой роли вуза. Нам нужно помнить о разных стейкхолдерах: студенты и их семьи, сотрудники вуза и работодатели. На что обращают внимание работодатели? Как происходит рекрутинг? Когда мы беседуем с семьями и студентами, их беспокойства связаны с будущим, что будет с ребенком после окончания университета. Работодатели могут ожидать чего-то нового, доверять или не доверять действующей системе, интернализировать университет, рассматривать кандидатов, обладающих навыками, которые они приобрели в процессе всей жизни, принимая во внимание не только период между юностью и взрослостью. Университет – это очередная ступень в жизни человека. Бывает так, что человек работает, затем приходит в вуз за конкретными знаниями. Университету необходимо понимать, что студенческие годы – не просто момент в жизни. Сегодня многие люди идут учиться, затем устраиваются на работу, а затем снова возвращаются к учебе. И нужно приспосабливаться к такой среде, соответствовать интересам и требованиям работодателей, потому что именно на них ориентируются студенты. Они хотят найти такой вуз, который поможет им войти во взрослую жизнь, построить карьеру и светлое будущее.
Каковы обязательные элементы современной системы высшего образования?
Жак де Чампчеснель: – В первую очередь, нужно понять, что мы подразумеваем под словом «современный». Понятие современности всегда относительно. Современный относительно другого периода? Через 20 лет то, что сегодня является современным, будет устаревшим. Мы можем ограничить понятие «современный», подразумевая под устаревшей системой такую, в которой не было мобильности студентов и мобильности знаний благодаря технологиям и цифровой революции. Сегодня благодаря МООКам, онлайн образованию и студенческой мобильности знания перемещаются гораздо быстрее. Когда я рос, это было очень давно, образование было более «национальным». За последние 20 лет образование стало мировым. Будущие студенты уже не рассматривают вузы своего региона или страны, они обращаются ко всему миру. Это ключевой момент, на который стоит обращать внимание. Конечно, университеты сталкиваются с проблемой языка, необходимостью взаимодействовать с людьми из разных стран, хотя сегодня «лингва франка» является английский язык. Две тысячи лет назад, во времена существования Римской империи эта роль принадлежала греческому языку, затем латыни. Сегодня это английский язык. И если мы это не принимаем, в таком случае нужно жить в другую эпоху. Однако это не значит, что мы должны пренебрегать другими языками. Язык – необходимый элемент современного высшего образования, средство общения с миром, поэтому изучение языков крайне важно. Но этого недостаточно. Язык – это часть культуры, часть образа жизни людей, их менталитета. Он накладывает отпечаток на способ преподавания, на образование в целом. Поэтому профессор российского университета не может одинаково взаимодействовать со студентами группы, прибывшими, например, из Франции, Британии, Австралии, Китая, США, Бразилии и Кении. Здесь необходим совершенно иной подход, нежели преподавание группе российских студентов. Таким образом, умение взаимодействовать со студентами разных культур является одним из ключевым элементов и вызовом для университета будущего.
Согласны ли Вы с мнением, что сегодня университетам важно найти баланс между сохранением стандартов и поддержкой гибкой структуры образования?
Шади Хияжи: – Это один из самых актуальных вопросов, ответ на который пытаются найти вузы всего мира. С одной стороны, университет является инструментом передачи знаний от поколения к поколению, а с другой стороны, вузам необходимо находить решения для будущего, а не прошлого. Сегодня мы видим активное развитие новых способов обучения, таких как МООКи, онлайн обучение. Студенты сегодня размышляют так: «Зачем мне традиционная учеба, когда я могу зайти на YouTube и найти все, что мне нужно»? Это говорит о том, что менталитет студентов меняется. В то же время университет дает возможность воспитать в себе дисциплину, умение доводить работу до конца. Дисциплина возможна только в структуре. Поэтому успешный вуз всегда будет пытаться найти баланс между гибкостью, позволяя студентам быть креативными, инновационными и современными, и формальной структурой, подготавливая студентов к серьезной жизни, ведь успех не достигается легким путем. Успех не приходит моментально, нужно концентрироваться, предпринимать усилия. Традиционный метод преподавания, структура, выстраивает мост между ожиданиями людей, которые концентрируются только на решении проблемы, и реальностями жизни, в которых человеку необходима приверженность и долгосрочное видение. Сегодня все вузы мира озадачены тем, как можно эффективно совместить эти стороны.
Когда-то Бена Соутера спросили: «Неужели мировой рейтинг QS не уважает публикации на родном языке? Как Вы можете прокомментировать этот вопрос, ведь он волнует и наш вуз.
Шади Хияжи: – Это абсолютно не так. Компания QS всегда использовала самый популярный инструмент для отслеживания международных исследований – базу данных Scopus. Мы искали такой инструмент, который бы рассматривал не только публикации на английском, но также на русском, на арабском, на всех языках. Scopus - база данных для всего мира. Почему мы используем ее? Мы с вами говорим о международном рейтинге. Если бы я занимался рейтингом только для России, то мог бы оценить все российские вузы по одной шкале. Но если задача стоит в том, чтобы сравнить вузы всего мира, необходим такой авторитетный источник, который бы включал всех, принимая во внимание статьи на местном языке. Конечно вы можете найти множество российских журналов в базе Scopus, которые принимают статьи на русском языке. Но вам обязательно нужно написать краткое резюме статьи на английском языке, чтобы зарубежные ученые могли понять, о чем ваша статья. Scopus – честный инструмент для сравнения вузов со всего мира. Еще один важный момент - даже если у вас выдающееся исследование, будь то Россия, Китай или арабские страны, публикация на родном языке ограничит аудиторию, которая сможет прочесть вашу статью. Мои коллеги и я поддерживаем тот факт, что сегодня английский язык относится не столько к определенной культуре, сколько является инструментом международного общения. Публикация в мировых журналах, индексируемых базой данных Scopus, подразумевает охват более широкой аудитории. Если статья написана на русском языке, то резюме статьи, написанное на английском языке, поможет зарубежным ученым понять, важно ли им сотрудничество с вами. Думаю, это хороший проект, и мы помогаем базе Scopus в его продвижении.
Как Вы думаете, на чем должен сосредоточить свое внимание ЮУрГУ прежде всего, чтобы принести наибольшую пользу своим стейкхолдерам?
Шади Хияжи: – Я могу ответить одной фразой: «ЮУрГУ, пожалуйста, слушайте». Что я имею ввиду? ЮУрГУ – это университет с богатым наследием. Этот вуз десятилетиями вносил значительный вклад в развитие региона и страны. ЮУрГУ уважают, каждый понимает его значимость в развитии науки. Но иногда мы становимся слишком горды собой и забываем смотреть на то, что происходит вокруг. Мой совет: все сотрудники университета, руководящий состав, профессора и студенты должны смотреть на то, что происходит в мире, чтобы удостовериться, что университет отвечает на актуальные вопросы. Профессорам необходимо отслеживать, какие проблемы возникают в экономике, в компаниях, а затем так выстраивать учебный план и предлагать такие программы, которые отвечают на эти вопросы. Руководству вуза необходимо следить за тем, что делают зарубежные и российские университеты, а затем предлагать лучшие продукты, отмечать проблемы региона и страны, чтобы ученые ЮУрГУ решали эти трудности. Но сначала нужно научиться слушать, отмечать, что происходит вокруг. У меня нет сомнения, что ЮУрГУ – адаптивный и инновационный университет, который поможет разрешить многие проблемы сегодняшнего мира. Начните с того, чтобы слушать, ведь инновации и креативность уже заложены в ДНК этого университета.