Еще в 2014 году ЮНЕСКО назвала Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) в числе 30 перспективных тенденций развития образования до 2028 г. Уже сегодня на мировых площадках можно найти открытые курсы практически по любому запросу пользователя интернет.
С открытием в сентябре 2015 года национальной платформы «Открытое образование», продвигающей массовые онлайн-курсы как новый элемент системы высшего образования в России, признание формата МООК в РФ на государственном уровне можно считать состоявшимся.
Почему инициатива Стэнфордского университета размещать курсы в открытом доступе получила такой резонанс, заинтересовав даже правительства государств? Скорее всего, возможностью показать достоинства национального образования неограниченному числу слушателей из разных стран мира с разными интересами и уровнями подготовки, формируя бренды конкретных вузов.
В Южно-Уральском государственном университете создание курсов в новом формате также является одной из приоритетных задач, отраженных в Дорожной карте развития вуза.
По словам руководителя Проекта по созданию МООК в ЮУрГУ Лилии Костылевой, без Программы 5-100 процесс создания онлайн-курсов продвигался бы намного сложнее. Именно финансирование по этой программе позволило нашей команде пройти обучение у специалистов компании «Лекториум», заключить с данной организацией договор на разработку пилотного курса.
«В феврале текущего года в Санкт-Петербурге, — рассказывает Л. Костылева, — уже начались съемки лекций доктора технических наук, профессора Ирины Кирпичниковой по курсу “Возобновляемые источники энергии”, который планируется запустить в сентябре. Мы очень надеемся, что поднятые ученым проблемы экологического и энергетического кризиса, а также предложенные конкретные пути их решения привлекут внимание широкого круга слушателей».
В целях популяризации нового формата образования в ЮУрГУ объявлен конкурс на разработку МООК, на который подано 19 заявок. Конкурсанты прошли обучение в «Школе МООК» ЮУрГУ, где познакомились с особенностями подготовки и сопровождения массовых открытых онлайн-курсов. Девять авторских коллективов дошли до финала. В ближайшее время будут объявлены результаты конкурса. Лучшие проекты курсов будут профинансированы вузом.
Параллельно в университете проводится большая работа по оснащению оборудованием, программным обеспечением и обеспечению кадрами собственной лаборатории МООК, где уже отсняты пробные лекции конкурсантов.
«МООК становятся неотъемлемой частью деятельности вуза, — считает Л. Костылева, — поэтому мы ждем от преподавателей интересных неординарных идей, а команда проекта сделает все, чтобы помочь воплотить их в жизнь».
Таким образом, сегодня мы уже с уверенностью можем говорить о том, что у наших преподавателей имеется реальная возможность попробовать себя и в роли авторов современных курсов в непривычном формате, и в роли интернет-преподавателей с невероятно широкой аудиторией слушателей.