В ЮУрГУ состоялись первые открытые лекции зарубежных ученых

Ознакомиться с материалами лекций можно здесь.

11 октября состоялись первые открытые лекции мировых ученых, которые приехали в ЮУрГУ в рамках очного заседания Международного Научного Совета.

Открыл «марафон» лекций доктор Мохаммед Милад, доцент Гарвардской Медицинской школы и директор лаборатории поведенческой неврологии в Массачусетском госпитале.

Его первая лекция была посвящена биологическим основам реакции исчезновения страха при посттравматическом стрессовом расстройстве. На занятии, в заполненном конференц-зале «Сигма», ученый рассказал, что такие расстройства, как правило, относят к болезням головного мозга. Каждый человек, испытывая сильнейший страх, при определенных обстоятельствах, сохраняет воспоминания о нем. Например, если он слушал какую-то песню и попал в аварию, то даже через много лет при прослушивании этого трека у человека возобновляется чувство страха. Это связано с тем, что у организма есть способность выстраивать ассоциации со стрессовой ситуацией.

Доктор Милад подчеркнул, что лишь у небольшого процента людей чувство страха не проходит, а сохраняется на том же уровне, что и при испытывании сильнейшего стресса. Для того чтобы подробнее изучить этот процесс, доктор и его команда проводили эксперименты на крысах. Оказалось, что у грызуна и человека есть схожие области мозга, которые являются «тормозом» и «газом» страха. С помощью томографии ученые определяют, какая из этих областей наиболее активна в тот или иной момент стресса. Так им удалось выяснить, что крысу можно приучить не бояться звука, который раньше вызывал у нее страх.

Прямо на лекции доктор Моххамед Милад провел эксперимент с аудиторией: он показывал синюю и красную лампочки, после которых, в теории, людей должно было «ударить» током. И только при показе желтой – нет. В следующий шаг ученый включил этот самый «ток» только на красную лампочку. Таким образом, у студентов исчез страх от появления синего цвета. По словам профессора, этот процесс должен быть воплощен и в жизни.

Борьба со своим страхом может предупредить не только развитие многих заболеваний, но и улучшит эффективность работы и учебы.

«Когда студент готовится к экзаменам, он накапливает и знания, и стресс. Чтобы запомнить все, необходимо спать хотя бы 7-8 часов в день. Также помогают физические упражнения. Это ключевая вещь в борьбе со страхом и стрессом перед экзаменами. Стресс имеет свойство накапливаться в организме и сковывает человека. Физические упражнения позволяют высвободить эту энергию. Как альтернатива - дыхательные упражнения и йога», - отметил доктор Мохаммед Милад.

Тему стресса продолжил ученый из Лейденского университета, профессор Королевской нидерландской академии доктор Рон де Кло. Его разработка на тему биомаркеров стресса основана на исследованиях гормона-кортизола, который отвечает за стрессоустойчивость организма. Этот гормон выделяется в небольшой дозе каждый день, для того, чтобы человек был активным и продуктивным. Впрочем, как утверждает де Кло, существует ряд факторов, которые способствуют повышению уровня кортизола. Среди них – нарушения сна, отсутствие социальной поддержки и употребление алкоголя.

Совокупность нескольких факторов приводит к хроническому выделению гормона в больших дозах, а значит, человек уже не сможет справляться со стрессом. Как следствие, повысится давление и увеличится нагрузка на организм. Как рассказал доктор де Кло, их опыты с крысами показали, что если детенышей на время отделить от матери, то даже в «преклонном» возрасте у таких крыс будет сохранятся сильное выделение этого гормона. Для того чтобы распознавать, как стресс влияет на организм ученые прибегают к помощи минералокортикостероидов (MR) и глюкокортикостероидов (GR) – гормонов, которые помогают контролировать выброс кортизола в организм. Обучить организм выделять нормальное количество этого гормона можно двумя способами. Первый – это пространственное обучение памяти, то есть стимулирование мозга. Второй – обучение и формирование привычек в организме, выработка реакции.

С помощью этих процессов можно привести уровень кортизола в норму, избегая физических и психических заболеваний. В завершении лекции доктор Рон де Кло подарил университету шоколадные буквы MR и GR – аббревиатура гормонов, о которых шла речь в докладе ученого.

 

Фото Олега Игошина
Контактное лицо по новости: 
Юлия Узьмова, тел: 267-99-83
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.