Магистранты кафедры системного программирования факультета Вычислительной математики и информатики Игорь Сухинских и Екатерина Неповинных прошли стажировку в компании «Интел» в рамках международной молодежной школы и конференции «Высокопроизводительные вычисления, оптимизация и приложения».
В этом году в ее работе приняли участие 67 студентов, аспирантов и молодых ученых из более чем 20 городов России, а также преподаватели из Италии, США, Великобритании, Германии и Литвы, среди которых многие отмечены международными научными премиями. Совместно с корпорацией «Интел», прошло обучение по направлению «Современные тенденции разработки высокопроизводительных приложений и инструменты Intel».
Екатерина, магистрант 1 года обучения факультета ВМИ, поделилась своими впечатлениями о прошедшей школе.
- Екатерина, расскажите, где и как проходила эта школа?
- Молодежная школа была направлена на изучение современных технологий высокопроизводительных вычислений, эффективных методов оптимизации и возможностей их практического применения для решения актуальных задач науки и техники. Программа школы предусматривала интенсивные учебные занятия с расширенным лабораторным практикумом, обзорные доклады ведущих ученых и специалистов, практические работы различного уровня сложности. Тематика школы была очень обширной и включала в себя: высокопроизводительные вычисления на традиционных архитектурах и гибридных вычислительных архитектурах; методы машинного обучения; робототехнику, компьютерное зрение. Участие в молодежной школе дало мне отличную возможность дополнительной профессиональной подготовки в области суперкомпьютерных технологий и высокопроизводительных вычислений. Это особенно важно, поскольку в нашем университете находится один из 500 мощнейших суперкомпьютеров в мире «Торнадо ЮУрГУ» и подобные навыки являются необходимыми для работы с ним.
- Каким темам были посвящены занятия?
- Занятия в школе подразделялись на две части: первая представляла собой пленарные лекции, которые проходили в ННГУ им. Лобачевского. Все лекции читались на английском языке, а большинство лекторов - ученые из Европы с мировым именем. В основном, лекторы рассказывали о своих текущих разработках и применении алгоритмов глобальной оптимизации для решения актуальных прикладных задач, а также охотно отвечали на вопросы слушателей и делились опытом.
Вторая часть курса проходила в нижегородском офисе компании Intel и представляла собой тренинг по параллельным и мобильным технологиям. Основная программа распределялась по двум секциям: «Современные тенденции разработки высокопроизводительных приложений и инструменты Intel» (это секция, в которую попала я) и «Современные технологии и инструменты разработки приложений для мобильных устройств».
Учебная программа включала: тренинги и мастер-классы сотрудников Intel; обязательное практическое знакомство слушателей курса с несколькими программными инструментами, предустановленными заранее на собственные ноутбуки по инструкциям; выполнение практического мини-задания с использованием инструментов и представление результатов на отчетном семинаре.
Секция, посвящённая высокопроизводительным приложениям, включала в себя обзорные лекции о некоторых технологиях разработки, предоставляемых компанией Intel, в частности:
- Intel Thread Building Blocks (TBB) - библиотека для языка программирования C++, предназначенная для эффективной разработки многопоточных приложений. Включает в себя примитивы, позволяющие быстро писать приложения с автоматическим распараллеливанием определённых алгоритмов, а также примитивы для построения и эффективного исполнения графа вычислений.
- Intel Data Analytics Acceleration Library (DAAL) - библиотека, в которой реализованы многие алгоритмы интеллектуального анализа данных и машинного обучения. Библиотека специально оптимизирована для процессоров Intel и предоставляет существенно более высокую скорость исполнения, чем конкурирующие решения, такие, как Spark MLLib.
- Что Вам понравилось на школе? Что запомнилось?
- Для выполнения практического задания команды участников решали по три одинаковых задачи. Суть первых двух заданий состояла в том, чтобы написать программу сначала линейным способом, затем ее распараллелить, затем распараллелить с помощью инструментов Intel, а именно, библиотеки TBB, и сравнить производительность. Третье задание заключалось в том, чтобы с помощью алгоритмов машинного обучения научиться распознавать рукописный текст, используя библиотеку DAAL. На выполнение заданий давалось 4 академических часа, потом необходимо было сделать презентацию и всем рассказать о результатах работы. Нашей команде удалось справиться со всеми заданиями и получить почти 4-кратный прирост в производительности! По окончании школы каждый участник получил сертификат участника и сертификат о прохождении программы обучения. Считаю участие в школе очень интересным и полезным опытом. Мне удалось познакомиться не только с ведущими специалистами ИТ-отрасли России, но и встретить действительно разносторонних, увлеченных программированием людей.
- Спасибо, Екатерина! Желаем вам дальнейших успехов!