Спасти Увильды
Озеро Увильды – гидрологический памятник природы. Озеро-гигант – длина его береговой линии достигает 100 км. Живая вода Увильдов обладает целебными свойствами – у тех, кто искупался в озере, быстрее заживают ранки, царапины и другие повреждения кожи. Удивителен и подводный мир Увильдов: большие глубины, водорослевые леса и населяющие их рыбы привлекают дайверов, рыболовов и любителей подводной съемки.
Когда-то Увильды было незаурядным озером – его прозрачность достигала 20 метров. Вода тогда была очень холодной, но ее можно было пить, не пропуская через очистительные фильтры. Сегодня все иначе, и озеро не узнать. Вся береговая линия застроена базами отдыха, санаториями и частными коттеджами. Некогда чистая гладь его заливов и заводей затянулась растительностью, под водой и над ней – огромное количество коряг и затопленного леса и кустарника. Вода озера помутнела и стала непригодна для питья. Зато в ней с удовольствием купаются отдыхающие – озеро потеплело. И никто не задумывается о том, что Увильды, это огромное и, несмотря ни на что, все еще прекрасное озеро, медленно умирает. И спасти его может только человек.
Больное озеро
Катастрофа случилась в 70-ые годы прошлого века. В связи с небывалой засухой на Урале было решено прорыть канал, по которому вода из Увильдов утекала бы в Аргазинское водохранилище. Безрассудное решение людей привело к тому, что уровень воды снизился на 4 метра. Из-за этого изменилась микрофлора водоема, заболела рыба, начали погибать водорослевые леса. Зато вполне себе здоровый лес начал расти по берегам. За 15 лет, в течение которых озеро простояло в таком состоянии, вдоль береговой линии образовалась почва, выросли кустарники и деревья, завелись представители сухопутной фауны – мыши, дождевые черви… Там, где раньше были каменистые берега, обнажились чистые пески и образовались пляжи, не уступавшие по красоте побережью Карибского моря. Со всей страны на Увильды хлынули желающие провести лето на берегу красивейшего озера.
И, может быть, ситуация не была такой критичной, если бы озеро тогда осталось в своих берегах. Но в начале 90-ых вода неожиданно и при том достаточно быстро начала прибывать, затопляя образовавшуюся почву, травянистый покров, кустарники, деревья, опавшие листья, оставленный человеком мусор.
Озеро начало страдать. В воде появились новые обитатели – теплолюбивые карп и карась, выживающие в патогенных условиях, ракушка-прудовик – житель болот. Зато исчезли раки и двустворчатые моллюски, которые живут только в чистой воде. И не мудрено, ведь дно озера начало покрываться вредным илом черного цвета с запахом сероводорода из-за содержащихся в нем ядов. Вода зацвела. Увильды нуждались в срочной очистке, и сделать это можно было только при вмешательстве людей, так как сами по себе водоемы не самоочищаются. Не имея стоков, они накапливают в себе биомассу и эвтрофируют, то есть заболачиваются.
В защиту Увильдов
Геннадий Федорович Сидоров с детства был увлечен двумя областями знаний – ракетостроением и биологией. Первая стала профессией, вторая – осталась хобби. В 1961 году Геннадий Сидоров окончил механический (сегодня – аэрокосмический) факультет Челябинского политехнического института по специальности «Расчет и конструирование летательных аппаратов». После окончания аспирантуры Горьковского политехнического института, что в Нижнем Новгороде, молодой кандидат наук вернулся на Урал, так как по распределению был направлен в Челябинское военное автомобильное училище. Со временем, став заведующим кафедрой сопротивления материалов и деталей машин, Геннадию Федоровичу выпала счастливая возможность построить небольшой домик на берегу Увильдов. Любовь к озеру возникла с первого взгляда! Рыбалка, подводная охота, живописные закаты и восходы… Поэтому наблюдая за тем, как сильно озеро страдает от человеческого вмешательства, Геннадий Сидоров не мог оставаться в стороне.
Экологическая проблема в России всегда решалась с особым трудом. Экологическое сознание у нас не сформировано, мы не умеем и не приучены беречь природу. Поэтому любая инициатива по спасению наших природных богатств обязательно сталкивается с проволочками со стороны чиновников. И эта история – не исключение. Геннадию Сидорову пришлось буквально доказывать, что озеро нуждается в очистке, поднимать государственные стандарты по охране природы в области гидросферы. Ответ был один: нечего «баламутить» воду в озере – само очистится. Но как может самостоятельно очиститься водоем, у которого нет ни одного стока? В Увильды впадает три реки – Анашка, Косая и Черемшанка, но не вытекает ни одного ручейка.
Тогда Геннадий Сидоров продолжил изучение вопроса. Оказалось, что все озера имеют свой срок и рано или поздно неминуемо превращаются в болото. Такая уж судьба предписана им природой. Опавшие листья, водоросли, отходы жизнедеятельности животных и человека – вся эта биомасса неизбежно накапливается. Увильды от быстрого заболачивания спасает только его глубина. Однако «аргазинская» катастрофа и антропогенное вмешательство человека, которое год от года лишь усиливается, ускоряют процесс умирания озера.
Но и помочь озеру может тоже человек, если очистит дно и предотвратит спуск отходов в воду. В 2010 году Геннадий Федорович вернулся в свой первый вуз и был назначен профессором кафедры строительной механики ЮУрГУ. В университете он инициировал создание междисциплинарной группы ученых, в которую входят экологи, химики, биологи университета. Специалисты кафедры природопользования провели лабораторные исследования проб, взятых из озера, результаты которых показали: образовавшийся на дне ил – опасный, живые организмы там не живут. А потому необходимо очищать озеро от ядовитых образований. Со временем эти данные только подтвердились. С каждым годом показатели проб становятся только хуже.
Будучи механиком по образованию, Геннадий Федорович создал аппарат, который позволяет производить очистку дна водоема без образования взвеси. Изобретение было запатентовано. Сегодня есть все основания создать в ЮУрГУ малое инновационное предприятие, которое объединило бы усилия ученых и общественных организаций (свой вклад в спасение озера вносят общество «В защиту озера Увильды» и областное государственное учреждение «Особо охраняемые природные территории Челябинской области»). Но пока останавливает лишь равнодушие и, что еще хуже, противостояние чиновников.
Разрабатываемый в ЮУрГУ способ очистки может быть и должен быть применен и на других озерах. В опасности сейчас находится еще одна жемчужина Урала – озеро Тургояк. За последние годы его прозрачность резко сократилась с 25 до 6 метров. Силами ученых удалось организовать систематический мониторинг гидроэкосистемы озера Увильды для того, чтобы отслеживать протекающие в ней процессы в динамике и сопоставлять данные с эталонными гидроэкосистемами. К таким относятся, например, озера Ильменского заповедника, и данные по ним есть у ученых ЮУрГУ. Все это позволяет прогнозировать результаты любого вмешательства, природного и антропогенного, и принимать решения по сохранению и восстановлению гидроэкосистемы озера Увильды, а в перспективе и любого другого озера.