В день Святой Татьяны, 25 января, в ЮУрГУ в рамках постоянно действующего семинара ИОДО прошла 22-я встреча, где обсуждалась тема «Роль преподавателя в дистанционном учебном процессе». На семинаре присутствовали сотрудники ЮУрГУ, Челябинского государственного педагогического университета, Челябинского института развития профессионального образования, студенты старших курсов. Интерес к опыту ЮУрГУ в области дистанционного образования растет. Преподаватель ИОДО Инна Владимировна Шумилина рассказала о повышении квалификации профессорско-преподавательского состава вуза на дистанционных курсах ИОДО. Она подвела итоги трех экспресс-курсов повышения квалификации преподавателей ЮУрГУ «Методика ДО» (с октября 2004 по декабрь 2005). В сообщении ею была отмечена необходимость внесения дополнений в существующие материалы курса с учетом накопленного опыта дистанционного преподавания и продолжения практики обязательного обучения преподавателей ЮУрГУ, применяющих дистанционные технологии в учебном процессе. Участники семинара пришли к выводу, что знания, полученные на дистанционных курсах повышения квалификации, можно активно внедрять как в заочном, так и в очном обучении студентов. По второму вопросу Ольга Борисовна Елагина, замдиректора ИОДО, подробно показала возможные мероприятия при организации аттестационных мероприятий в ИОДО. Основные акценты были расставлены на двух видах контроля: текущем и промежуточном. Было отмечено, что задания текущего контроля (рефераты, контрольные работы, расчетно-графические работы, практикумы и т.д.) для дистанционного обучения имеют свою специфику и количество их должно быть оптимальным. Обсуждались возможности применения видеоконференцсвязи, on-line-тестирования, виртуальных лабораторных практикумов и др. Участники семинара обсуждали такие проблемные вопросы, связанные с идентификацией личности студента при сетевой аттестации; технические и организационные трудности сетевой аттестации; возможности применения системы накопительной оценки. Затем аудитория семинара была ознакомлена с опытом кафедры «Гидравлика и гидропневмосистемы», разработавшей электронный учебник по гидравлике. Один из его авторов — доцент кафедры П.Н. Бровченко, к.т.н., показал структуру учебника, уделил внимание основным методическим моментам, очертил круг трудностей, с которыми пришлось столкнуться (создание встроенных видеофайлов и т.д.). Присутствовавшие на семинаре живо включились в обсуждение возможностей электронных учебников. Зав. кафедрой технологии и проектирования изделий легкой промышленности Нелли Ивановна Герасимова поделилась опытом и рассказала, что электронные учебники, созданные на кафедре активно используются в очном учебном процессе и очень существенно влияют на повышение качества очного обучения. Многие авторы учебников отметили существующую проблему по разработке мультимедийных составляющих учебника и привлечению для этого квалифицированных программистов. Участники семинара высказали предложение обратиться к руководству ЮУрГУ за помощью в открытии в вузе мультимедийной лаборатории для создания электронных учебников нового поколения.