Пятый год на факультете лингвистики с первокурсниками проводится психологический тренинг.
На вопросы о нем ответила Елена Анатольевна Алексеева, старший преподаватель кафедры прикладной психологии ЮУрГУ. – Елена Анатольевна, что за психологический тренинг проходят первокурсники? — Более точное название процедуры, на которую мы собираем первокурсников, — тренинг знакомства. Он включает в себя две части. Первая часть — тест, который позволяет определить мотивы, с которыми первокурсники приступают к занятиям. Вторая — собственно тренинг. – Зачем он проводится? — Специальные методики позволяют определить психологические особенности первокурсников. Кто поступает на факультет? Как работать с ребятами, как их учить, как ими управлять? Если мы стремимся дать качественное образование, то должны понимать, что преподавателю недостаточно владеть материалом и уметь его изложить, надо удерживать аудиторию, грамотно организовывать внеаудиторную работу. И это делать не «с массой» — только с конкретными людьми. Кроме того, тренинг дает возможность выявить лидеров. Это важно для студенческого самоуправления, для работы деканата. Можно было бы найти лидеров и в процессе обучения, но «естественный» отбор долог и чреват конфликтами… Благодаря психологическому тренингу, мы находим оптимальные кандидатуры сразу. Причем, речь не идет только о старостах. Кто-то станет культоргом, кто-то займется спортом, кто-то прессой… Разумеется, может произойти так, что человек, который был предложен нами, через какое-то время уходит с лидерского поста. Но это происходит по каким-либо причинам, обычно не связанным с личностными качествами, — просто меняются жизненные обстоятельства. – Что представляет собой тренинг? — Это комплекс методик. Мы используем и игры, и дискуссии, и мозговые штурмы. После небольшого представления друг другу перед ребятами ставится задача, например, сделать посвящение в студенты ярким праздником. Группа начинает искать решение. В процессе этой работы каждый проявляет себя каким-либо образом — эмоционально, интеллектуально. Специально приглашенные наблюдатели все фиксируют, и после обработки составляются психологические портреты участников. – То есть речь идет не только о выявлении лидеров, но и об определении психологической совместимости ребят, которые будут учиться в одной группе? — Несомненно. Ведь психологический климат в коллективе может решить все. При необходимости мы даем рекомендации и по формированию групп. Вообще, по отзывам ребят (мы всегда получаем обратную связь), наши тренинги позволяют им лучше адаптироваться к отличной от школьной системе. Знакомство друг с другом до начала занятий снимает чувство одиночества, отстраненности, ненужности. Ведь в школе у всех остались долгие и довольно близкие отношения. А в вузе — все новое: сокурсники, преподаватели, требования, предметы, методы работы… – Какие еще факультеты проводят психологическое тестирование первокурсников? — Никакие. И причин этому несколько. Во-первых, процедура трудоемка. Чтобы провести психологическое тестирование всех первокурсников, нужна целая служба. Во-вторых, преподаватели не готовы использовать результаты таких тренингов и тестов. Ведь знание психологических особенностей студентов предполагает дифференцированный подход в обучении, варьирование методов в зависимости от состава группы. В реальности же преподаватели вуза, которые обычно хорошо владеют предметом как таковым, не знают психологических методов работы с аудиторией. Многие не понимают, например, насколько важно внимание и как его удерживать и развивать. В результате — педагогическая неудача. Студенты плохо усваивают материал, теряют к нему интерес, просто не ходят на занятия. Но деканаты борются с этим старыми методами — отработки, недопуски и так далее. – А как это психологическое тестирование соотносится с диагностикой профориентации? — Это совсем разные вещи. В данном случае мы говорим не о профессиональных качествах (хотя даже после этого тестирования можно сказать, кто ошибся в выборе факультета), а о психологических. Речь идет о готовности учиться в вузе, работать в более жесткой, чем школьная, системе. Полученные за пять лет данные говорят, что проблема адаптации в вузе существует, что ее надо решать и не на первом курсе, а до него. Первого сентября первокурсники уже должны быть готовы к пятилетнему, а то и больше, пути, который их ожидает. Решение этих проблем, видимо, в будущем.
Мария Гаврилина
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.