В начале учебного года Южно-Уральский государственный университет распахнул свои двери для студентов нового уникального факультета «Машиностроение и технологии», основанного в сотрудничестве с группой компаний «КОНАР». Как прошел первый семестр у будущих инженеров, рассказал декан факультета, заведующий кафедрой пирометаллургических и литейных технологий, кандидат технических наук, доцент Павел Гамов.
– Вот и закончился первый семестр. Павел Александрович, поделитесь, пожалуйста, какие сейчас впечатления у студентов? Что они говорят об обучении?
– В первом семестре ребята больше знакомятся с университетом в целом, с особенностями организации учебного процесса, который довольно сильно отличается от школьной программы. Процесс адаптации сложный, но интересный для большинства из них, поскольку это начало знакомства с будущей специальностью.
Одним из адаптационных мероприятий стала наша поездка в сентябре на базу отдыха «Наука». Там за несколько дней ребята смогли познакомиться друг с другом и с университетом.
Учебный процесс студентов в 1 семестре включает в себя изучение базовых дисциплин, связанных с математикой, физикой, гуманитарными науками. Отличительной чертой обучения первокурсников нашего факультета является наличие проектного практикума. Студенты несколько раз посещали завод нашего индустриального партнёра «КОНАР», где ознакомились с производственным процессом и изучили базовые подходы к своей специальности.
– Расскажите, как проходило проектное обучение в 1 семестре?
– В первом семестре это была ознакомительная работа. Студенты изучили производственную цепочку предприятия, подготовили краткое описание увиденного и представили эти материалы в виде реферата.
Начиная со 2 семестра, студенты начнут осваивать базовые процессы на практике, начнется работа с лабораторным оборудованием. При этом задачи для выполнения будут адаптированы под наш учебный процесс и возможности лабораторий, с опорой на опыт предприятия.
– Сложилось ли у студентов представление о своей будущей профессии? Понимают ли они, кем смогут работать?
– Надо сказать, что к нам поступили разные ребята, начиная с уровня базовой подготовки, заканчивая гражданством. Например, среди них есть студент из Республики Конго. Разумеется, и представления у них совершенно разные. Я уверен, что большинство из них осознанно поступали на технические программы.
У нас широкий выбор специальностей: металлургия, материаловедение, сварка, обработка металлов давлением, механообработка. Мне кажется, что среди этого спектра они смогут найти ту, которая им больше всего понравится. Именно для этого у нас и предназначен первый год обучения. Мы их знакомим с тем, что есть в реальной жизни и чем занимается университет в этом направлении. Однако сейчас ещё идёт процесс адаптации, поэтому говорить о том, что все они приняли решение стать инженерами, наверное, пока преждевременно.
– Группа компаний «КОНАР» – индустриальный партнер факультета. Расскажите, как осуществляется сотрудничество? Какие задачи решаются в ходе совместной работы?
– Наше взаимодействие многогранно. Во-первых, мы ориентируемся на задачи предприятия, выбирая темы для обсуждения со студентами и задачи для проектного практикума. Также стараемся адаптировать учебный процесс под нужды предприятия. Например, если мы рассматриваем вопросы математики и физики, то стремимся приблизить их к тем темам, которые связаны с задачами компании.
Во-вторых, предприятие активно поддерживает студентов. Например, оплачивает проживание в межуниверситетском кампусе для студентов, которые набрали высокие баллы ЕГЭ, предоставляет повышенную стипендию и многое другое. Кроме того, благодаря финансовой помощи «КОНАР», был отремонтирован и оснащен необходимым оборудованием 1 этаж западного крыла главного учебного корпуса ЮУрГУ. Мы видим полное погружение нашего индустриального партнера в образовательный процесс.
– Какие новые цели и задачи вы ставите перед факультетом на следующий семестр? Что ждет ребят в завершении 1 курса?
– Мы планируем проводить лабораторные занятия в реальных условиях, опираясь на задачи, поставленные перед нами предприятием, чтобы ребята смогли попробовать себя во всех 5 направлениях нашего факультета. Мы стремимся, чтобы каждый студент получил возможность поработать в разных направлениях, чтобы на практике освоить базовые вопросы, связанные с этими специальностями.
Кроме того, мы планируем организовать кейс-формат, в рамках которого группы получат задачу на весь семестр. Сейчас мы обсуждаем детали и формат заданий, которые будет представлять собой упрощённую производственную задачу. В конце семестра, ближе к лету, состоится защита решений, на которой будут присутствовать представители университета и предприятия. Студенты смогут продемонстрировать свои навыки в формате доклада, презентации результатов и ответов на вопросы. Этот формат будет проходить параллельно основному учебному процессу.