EUfactcheck: журналисты ЮУрГУ осваивают новые инструменты проверки фактов

 

В современном мире, где на всех нас обрушивается лавина информационного шума, отличить реальные факты от фейковой информации очень непросто. В такое время особенно возрастает роль качественной журналистики. Сегодня необходимо повышать доверие к новым медиа и прививать журналистам навыки проверки фактов. Особенно это важно для оценки точности политических заявлений.

Факультет журналистики ЮУрГУ летом 2018 года присоединился к международному журналистскому проекту EUfactcheck (Еврофактчек). В рамках проекта запланировано создание панъевропейской платформы для публикации результатов фактчекинга EUfactcheck.eu и внедрение идентичной для журналистских школ европейских вузов трехступенчатой методики проверки фактов, разработанной EJTA (Европейской ассоциацией журналистского образования). В глобальном плане этот проект послужит для улучшения качества политических дебатов в европейских СМИ и повышения медиаграмотности граждан.

Об участии магистрантов ЮУрГУ в проверке политических новостей в преддверии выборов в Европарламент в 2019 году, о взаимодействии с университетами Европы, об инструментарии фактчекинга, градации «правдивости» новостей и многом другом – в интервью с заведующим кафедрой журналистики и массовых коммуникаций, доктором филологических наук, деканом факультета журналистики Людмилой Шестёркиной и доцентом кафедры журналистики и массовых коммуникаций, кандидатом филологических наук Анной Красавиной.

– В чем суть проекта «Еврофактчек», и почему магистрантам факультета журналистики ЮУрГУ так важно принять в нем участие?

Л.Ш.: Термин «фактчекинг» пришел в современные медиа из классической журналистики. Тщательная проверка фактов – очень важное условие работы журналиста. От него зависит и доверие аудитории, и репутация издания в целом. В преддверии выборов в Европарламент Европейская ассоциация журналистского образования EJTA организовала масштабный проект EUfactcheck, а участие ЮУрГУ и некоторых других университетов из стран, не входящих в Европейский союз, сделало его международным. В рамках проекта планируется организация тренингов и мастер-классов членов Европейской ассоциации журналистского образования по проекту Еврофактчек.

Проект объединил 150 студентов-журналистов и преподавателей журналистики из более, чем 20 стран. Ими будет осуществляться проверка заявлений, сделанных европейскими политическими лидерами в преддверии выборов в Европарламент в 2019 году. Подключившись к этому проекту, магистранты факультета журналистики ЮУрГУ присоединятся к своим коллегам, а также смогут оценить качество отражения европейской предвыборной гонки в российских СМИ. Для наших студентов это уникальная возможность получить компетенции в области проверки политических заявлений, узнать о механизмах политики Евросоюза, приобрести опыт работы с европейскими базами данных и стратегиями работы в социальных сетях. Все это стало возможно благодаря реализации проектного обучения в ЮУрГУ.

– В октябре 2018 вы приняли участие в конференции Европейской ассоциации журналистского образования и семинаре-тренинге по проекту «Еврофактчек» в г. Салоники (Греция). Расскажите об этом подробнее…

Л.Ш.: На конференции в Салониках были представлены доклады о различных типах дезинформации в СМИ, а также состоялись дискуссии по вопросам терминологии фактчекинга. В ходе конференции все участники, в числе которых были и мы в качестве представителей ЮУрГУ, получили методические консультации и рекомендации по созданию национального портала и образовательного модуля фактчекинга, согласовали график публикаций в соответствии с программой EJTA в преддверии выборов в Европарламент.

– EUfactcheck (Еврофактчек) –  панъевропейский проект. Какие университеты, помимо ЮУрГУ, принимают в нем участие?

Л.Ш.: Проект включает около 20 членов EJTA (Европейской ассоциации журналистского образования): это университет Томаса Мора (Бельгия), университет Хаага-Хелиа (Финляндия), институт журналистики в университете Пари-Дофин (Франция), университет Аристотеля (Греция), университет Помпеу Фабра (Испания), университет Линнея (Швеция), Утрехтский университет (Нидерланды), ЮУрГУ (Россия) и некоторые другие.

Фактчекинговые инициативы становятся особенно актуальны в значимые периоды жизни общества и государства. Так, например, во время президентских выборов во Франции работала фактчекинговая платформа, объединившая журналистов из разных стран с целью выявления «фэйков». Граждане с помощью этой платформы получили возможность обратиться к журналистам с просьбой о проверке тех или иных заявлений и информационных вбросов. Сейчас перед нами стоит задача перенять этот опыт.

Южно-Уральскому государственному университету очень близка идея диалога и взаимодействия между Востоком и Западом, вуз активно развивает сотрудничество как в Европе, так и в Азии. В 2020 году на площадке ЮУрГУ состоится конференция EJTA, посвященная строительству евразийского «моста» в журналистском образовании. В новой концепции развития в рамках программы 5-100 ЮУрГУ позиционирует себя как Smart-университет, объединяющий Европу и Азию. Благодаря запланированной совместно с EJTA конференции, наш вуз станет площадкой межконтинентального взаимодействия и сотрудничества, что в полной мере демонстрирует наши шаги по выполнению взятой на себя миссии.

– Что представляет собой инструментарий Еврофактчека, предложенный на конференции в Салониках?

А.К.: На основании рекомендаций, полученных на конференции, нам предстоит сформировать инновационный учебный модуль «Фактчекинг и верификация», который будет содержать теоретические аспекты понимания феномена фейковых новостей и инструментарий проверки фактов.

– Какие именно инструменты будет включать модуль?

А.К.: Что касается инструментов для фактчекинга, то они в основном созданы за рубежом – в Европе и США. Отечественные разработки мне пока неизвестны, на мастер-классах в Салониках нас познакомили с европейскими разработками для проверки контента – для видео это платформа In VID, разработанная в Греции на базе информационно-технологического института при грантовой поддержке Евросоюза. Подобные разработки становятся возможными благодаря объединению технологических платформ и крупных медиа, таких как Deutsche Welle (Германия) и Agence France-Presse (Франция). Существует также греческая разработка Truth Nest (буквальный перевод – «гнездо правды») для проверки контента социальных сетей. Для цифрового контента в целом в Афинском Технологическом центре разработана платформа под названием Truly media (переводится как правдивое медиа), призванная обеспечить журналистов и правозащитников (Amnesty International) фактчекинговым инструментарием. Эта разработка осуществлена при участии Deutsche Welle (Германия) за счет финансирования корпорацией Google.

Учиться проверять тексты на достоверность магистранты будут на материалах региональных СМИ. Параллельно в сотрудничестве с Союзом журналистов Челябинской области и Инстититутом естественных и точных наук будет создаваться национальная медиаплатформа EUfactcheck.ru, используя которую, местные граждане смогут обратиться с просьбами о проверке любой информации на достоверность. Но здесь важно понимать, что есть заявления, которые невозможно проверить. Такие заявления относятся к разряду мнений или прогнозов. Кроме того, в рамках фактчекинговых алгоритмов, журналист может пользоваться «шкалой правдивости». Высказывание может быть оценено как правдивое, в основном правдивое, в основном ложное и ложное. Процесс по созданию платформы уже запущен.

– Проект ориентирован, прежде всего, на проектное обучение студентов. Студенты каких направлений подготовки принимают в нем участие?

Л.Ш.: Во-первых, это десять магистрантов факультета журналистики ЮУрГУ. Они будут проверять достоверность политических фактов во время выборов в Европарламент в 2019 году.

В учебном плане магистрантов факультета журналистики предполагается новая дисциплина. Она будет называться «Фактчекинг и верификация». В рамках новой дисциплины будут преподаваться теоретические аспекты, касающиеся проверки фактов. Также на примере реальных заявлений европейских и российских политиков будет проходить апробация инструментария фактчекинга. Мы будем планомерно готовить магистрантов к работе в роли дистанционных наблюдателей на выборах в Европарламент в марте 2019 года.

Проверенные и оцененные по «шкале правды» заявления будут публиковаться как на панъевропейской платформе EUfactcheck.eu, так и на национальном портале. Официальный язык проекта – английский. Магистранты, участвующие в проекте, владеют им на должном уровне. К проекту также будут привлекаться бакалавры-журналисты и бакалавры-рекламисты со знанием английского языка.

Во-вторых, проект носит межинституский характер. В нем также задействованы студенты-программисты Института естетсвенных и точных наук, которые будут привлекаться к созданию медиаплатформы.

Как именно будет проходить проверка?

А.К.: Проверка имеет трехступенчатый характер, включающий анализ заявления, анализ источника заявления и анализ непосредственно самого факта. К примеру, если автор заявления ссылается на какое-либо исследование или указывает цифры, мы проверяем, кто автор этого исследования, какой организацией оно было проведено и можно ли ей доверять. Также в рамках проверки необходимо обратиться ко второму эксперту.

Если же это ученый, мы проверяем его компетентность и контекст, в котором было создано это исследование. В любом случае мы должны проверить источник источника, на который опирается тот, кто делает заявление. Если мы не можем найти ответы на вопросы, которые нас волнуют, то, скорее всего, это либо манипулятивное заявление, либо фэйк. В период подготовки к выборам СМИ и соцсети полны политических заявлений – это благодатный учебный материал для применения техник и алгоритмов фактчекинга, чтобы научиться выявлять очевидную манипуляцию в использовании информации. Но проект «Еврофактчек» в ЮУрГУ прежде всего образовательный. У нас нет задачи – уличить кого-либо во лжи. Мы должны научить журналистов-магистрантов инструментарию и азам фактчекинга и верификации. Навыки и умения магистранты смогут применить во время выборов в Европарламент и опубликовать результаты проверки на реальной медиаплощадке.

– Как тема фактчекинга будет освещаться на ключевом мероприятии факультета журналистики ЮУрГУ – научно-образовательном форуме «Коммуникационный лидер-2019»?

Л.Ш.: В ходе конференции Европейской ассоциации журналистского образования в Салониках мы обсудили с президентом Европейской ассоциации журналистского образования Нико Дроком важные вопросы сотрудничества и получили согласие представителей EJTA из университетов Греции, Бельгии и Голландии на участие в научно-образовательном форуме «Коммуникационный лидер» в марте 2019 года. Ключевой темой конференции будет фактчекинг.

Во время форума «Коммуникационный лидер-2019» состоятся онлайн-мастер-классы преподавателей вузов, входящих в проект. Так, в частности, запланированы мастер-классы представителей Института Массовых коммуникаций (Штутгарт, Германия), Университета Хаага Хелиа (Финляндия), Университета Томаса Мора (Бельгия). Мастер-классы будут адресованы как преподавателям факультета журналистики, так и студентам-бакалаврам и магистрантам.

В рамках форума запланирован визит в ЮУрГУ преподавателя университета Аристотеля (Салоники, Греция) Никоса Панагиоту, который проведет мастер-класс для студентов и преподавателей ЮУрГУ, а также прочитает доклад, посвященный специфике фактчекинга.

– Поделитесь планами по проекту. Какие ключевые события запланированы на ближайшее время?

Л.Ш.: В январе 2019 года мы должны будем участвовать в еще одном учебном мероприятии в университете Утрехта, которое и даст старт публикациям проверок в рамках проекта «Еврофактчек». Мы планируем публиковать и обзоры материалов российских медиа, посвященных выборам в Европе, а также анализировать качество перевода иностранных новостей и заявлений политиков. Нам важно увидеть, на чем концентрируют внимание российские СМИ, на каких персоналиях, на каких заявлениях. Что с большей активностью внедряется в сознание российской аудитории? Каким событиям не уделяется внимание? Что пишет европейская пресса и почему это, допустим, не получает отражения в наших СМИ. Все это важно для нас именно с точки зрения образовательного процесса – научить фактчекингу будущих журналистов, вооружив их специализированным инструментарием.

 

текст – Юлия Руднева, фото – Олег Игошин, личный архив героев публикации
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.