История и достижения


В 1947 году в ЧММИ было объявлено о подготовке инженеров по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство», за которую был ответственным на кафедре «Автомобили» преподаватель Меламед. Первой была переведена на эту специальность группа Т-7, а защиту дипломных проектов назначили на сентябрь 1948 года. Однако  вскоре  студентов Т-7 перевели на специальность «Сельхозмашиностроение». Тем не менее, часть студентов групп «Т» эпизодически защищалась по специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство». Так, в 1949 году студент группы Т-11 В.К.Комиссаров защитил диплом по этой специальности и впоследствии стал руководителем республиканского масштаба – начальником Южно-Уральского территориального транспортного управления. Такая система подготовки кадров для автомобильного транспорта продолжалась до 1958 года что, конечно, не могло удовлетворить потребностей автомобильного транспорта страны.

Наконец, приказом МВиССО РСФСР от 30 декабря 1957 года было решено в Челябинском политехническом институте организовать кафедру «Автомобильный транспорт» для подготовки инженерных кадров по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» со специализациями «Техническая эксплуатация», «Производство и ремонт автомобилей» и «Организация и безопасность дорожного движения».

Формирование коллектива кафедры началось с января 1958 года. В подчинение к временно исполняющему обязанности заведующего кафедрой Сергею Сергеевичу Строеву переводится старший преподаватель кафедры «Автомобили» Л.Г.Анискин. Механик научного отдела инженер И.А.Девятков назначается старшим лаборантом кафедры. Вскоре к ним присоединяются учебные мастера В.И.Томахин, Г.И.Зырянов и С.Д.Вещиков (впоследствии генеральный директор объединения «Челябинскавтотехобслуживание»), а также преподаватель Е.Ф.Кичигин.

В 1959-1976 годах кафедрой заведовал Лев Григорьевич Анискин. В то время под его началом работали доценты, кандидаты техн. наук И.Н.Аринин, Х.Д.Квитко, А.П.Ширяев, А.В.Сидоренко, Н.В.Патрушев, А.Г.Бездомов, В.Н.Прокопьев, В.В.Иванов, П.В.Баранчук. старшие преподаватели и ассистенты Р.А.Королев, Р.Н.Четин, И.В.Рудаков, Э.Р.Рунг, Л.Г.Брова, Г.Н.Волченко и другие. Это годы становления учебного процесса. Постепенно сформировался и стаблизировался набор студентов: на дневное отделение – 75, вечернее – 25   и  заочное – 50 человек. В отдельные годы выпуск молодых специалистов всех форм обучения достигал 120 человек.

За годы существования кафедрой подготовлено свыше 4500 инженеров.

В 1997 году наряду со специальностью «Автомобили и автомобильное хозяйство» появляется новая – «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)». Популярность и востребованность специальностей настолько велика, что в отдельные годы – несмотря на закрытие вечернего факультета – выпуск  инженеров-автомобилистов достигает 100 человек. О высоком качестве их подготовки свидетельствует тот факт, что до 30% выпускников кафедры становятся работниками высшего руководящего звена.

В результате научных исследований, проводимых Л.Г.Анискиным, Р.А.Королевым, Х.Д.Квитко, Л.Г.Бровой, Н.В.Патрушевым, А.Г.Бездомовым, П.В.Баранчуком, А.В.Сидоренко, Е.Ф.Кичигиным, В.Н.Прокопьевым совместно с предприятиями  Челябинской области и северных районов Казахстана, были разработаны и внедрены системы воздухообогрева автомобилей с разными типами энергоисточников. За результаты научно-исследовательских работ кафедра была удостоена диплома ВДНХ СССР I-ой степени. Приоритетность работ отмечена рядом патентов и авторских свидетельств на изобретения, полученных Л.Г.Анискиным, В.Н.Прокопьевым, Р.А.Королевым и  П.В.Баранчуком. Зав.кафедрой Л.Г.Анискин был включен в состав комиссии Научного совета по проблеме «Создание машин, работающих в условиях низких температур». Не случайно, в отдельных регионах Севера воздушный обогрев автомобилей применяется до сих пор.

Большой вклад внесла кафедра и в развитие технической диагностики автомобилей, как науки, в масштабах страны. Посты и линии диагностирования автомобилей были внедрены в Челябинском АТП-1 (гл.инженер, впоследствии канд. техн. наук – Г.Е.Андреев) и еще нескольких предприятиях города и области. Появилась необходимость в серийном производстве стендов. По инициативе Л.Г.Анискина и В.Н.Прокопьева было принято решение о создании научно-производственного объединения, включающего в себя кафедру «Автомобильный транспорт» и предприятия Южно-Уральского территориального транспортного управления: конструкторско-технологическое бюро и Челябинский авторемонтный завод (ЧАРЗ). Такое содружество при научном руководстве кафедры, инженерной поддержке КТБ, технологических и технических возможностях ЧАРЗа обеспечило разработку и изготовление первого полнокомплектного стенда уже в 1969 году.

В дальнейшем, за годы творческого содружества было разработано более 10 модификаций и выпущено  около 800 диагностических стендов. Коллектив кафедры семь раз был участником ВДНХ СССР. Сотрудники кафедры награждены более чем двадцатью медалями различного достоинства. Работы по совершенствованию оборудования для диагностирования автомобилей продолжаются и сейчас.

Параллельно с прикладным направлением работ совершенствуются принципы расчета диагностического оборудования. Новые методы расчета и опыт проектирования обобщены доцентом А.И.Кудриным в учебном пособии по основам расчета нестандартизованного оборудования. Это пособие, по отзывам многих преподавателей других вузов, можно рассматривать как один из лучших учебников цикла специальных дисциплин для студентов-автотранспортников.

Региональное лидерство кафедры в области разработки методов и средств диагностирования технического состояния автомобилей признано ведущими предприятиями этой сферы деятельности. С 1998 года кафедра становится официальным представителем на Южном Урале мирового лидера в области производства диагностического оборудования фирмы «Мюллер-Бем», а с 2003 года – дилером Новгородского завода гаражного оборудования «ЗАО ПКФ завода ГАРО».

Н.С. МалярНе менее важным научным направлением кафедры является теория смазки и износа машин и механизмов.

На кафедре еще под руководством В.Н.Прокопьева создана и ныне развивается научная школа гидродинамической теории смазки. Главное направление научных исследований – гидродинамический расчет и проектирование подшипников жидкостного трения транспортных двигателей и турбомашин. По этой тематике уже защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций, в том числе сотрудниками кафедры Ю.В.Рождественским, В.Н.Анисимовым, Н.С.Маляром, М.К.Ветровым, А.К.Бояршиновой, Е.А.Задорожной, Ивановым Д.Ю., С.С.Родиным, К.В.Гавриловым и другими.

М.К. ВетровНаучная школа получила мировое признание. Труды В.Н.Прокопьева и его учеников публикуются в академических журналах, в том числе зарубежных. Доклады заслушиваются на международных семинарах, симпозиумах и конгрессах в Великобритании, Германии, Израиле, Греции, Югославии, Южной Корее, Австрии, США. Разработки используются ведущими отечественными машиностроительными предприятиями и зарубежными фирмами: ЧТЗ,  КамАЗ, УралАЗ, ЗМЗ, LG, ВгМЗ, «Москвич», «Барнаултрансмаш», УТМЗ, ЯМЗ, и др.

Большая научная работа проводится в вузовско-академической лаборатории «Триботехника», созданной при кафедре в 1986 году. Для ее становления многое сделали кандидаты техн. наук В.В.Смирнов и А.К.Бояршинова. Значительный вклад в развитие лаборатории внесла ст. научный сотрудник, кандидат техн. наук, известный на Урале химмотолог Р.И.Синянская. В секторе трибоматериаловедения этой лаборатории ведутся химмотологические исследования автомобильных топлив и масел. Разработаны технология и установки для регенерации отработавших смазочных масел, сформулированы, отработаны и используются на практике принципы замены смазочных масел «по состоянию». Эти передовые технологии, относящиеся к ресурсосберегающим, позволяют предприятиям, внедрившим их, значительно уменьшить затраты на смазочные материалы.

Научная работа кафедры не является самоцелью. Она способствует повышению квалификации преподавателей и качества профессиональной подготовки выпускников. Ежегодно к научно-исследовательской работе привлекается до 50 студентов. С их участием оформляются отчеты о НИР, пишутся научные статьи, создаются лабораторные установки. Под руководством профессора Ю.В.Рождественского студенты нескольких поколений создали класс анализа и конструкции автомобилей. Под началом доцента Н.А.Усольцева – лабораторию трения и износа. Под руководством  доцента Д.Ю.Иванова развивается работа в области вибродиагностики механизмов. Доцент А.А.Кирьянов при участии студентов внес огромный вклад в разработку новых технологий восстановления деталей.

Ежегодно студенты кафедры участвуют в областных и всероссийских конкурсах исследовательских работ и дипломных проектов. За последние 5 лет они были удостоены более 20-ти призовых мест и кажый год  студенты занимали первые места по стране в целом. Это говорит о высоком уровне подготовки студентов, глубине проработки каждой темы, а также о большом вкладе преподавателей кафедры в образовательный процесс.

В 2008 году кафедре исполнилось 50 лет. Эти полвека она готовила инженерные кадры. С 2009 года кафедра называется «Автомобильный транспорт и сервис автомобилей». В связи с предстоящей реорганизацией государственной системы высшего профессионального образования кафедра, в 2009 году приняты первые студенты бакалавриата. Можно надеяться, что курс кафедры на подготовку высококвалифицированных и востребованных специалистов  автомобильного транспорта и сервиса автомобилей останется прежним.

 


Кафедра эксплуатации автомобильного транспорта была организована в соответствии с приказом Минвуза СССР от 29 июня 1979 года №858 и приказом ректора Челябинского политехнического института имени Ленинского комсомола № 589 от 02 октября 1979 года. Возглавить новую кафедру было доверено доценту, кандидату экономических наук Любови Сергеевне Глухих. Она в 1966 году окончила Московский инженерно-экономический институт им. С. Орджоникидзе, затем очную аспирантуру в Московском институте управления. Защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Организация и управление на автомобильном транспорте». Л.С. Глухих пришлось создавать коллектив преподавателей, формировать новые учебные планы, разрабатывать учебно-методическую литературу, обустраивать учебные помещения и лаборатории. Основу педагогического коллектива кафедры составили преподаватели кафедр «Экономика промышленности» и «Автомобильный транспорт». Среди первых сотрудников были доценты, кандидаты технических наук Л.Г. Анискин, X.Д. Квитко, В.Н. Патрушев, А.В. Сидоренко, А.П. Ширяев, преподаватели Л.Г. Брова, Л.П. Крылова. Немного позднее на кафедру пришли доценты, кандидаты технических наук О.А. Рыков, В.Н. Смолин, Н.Н. Заляпина, А.М. Костин, Р.А. Королев, преподаватели В.А. Бардадымов, А.Г. Бездомов. Учебный процесс обеспечивали Т.Н. Воронова и работающая до настоящего времени инженер О.П. Ляпкало.

С 1985 по 2007 год кафедрой заведовал профессор, доктор технических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, почетный работник транспорта России Адольф Павлович Ставров. Он является автором свыше 130 печатных работ, в том числе двух монографий и 20 учебных пособий. А.П. Ставров имеет три авторских свидетельства и патент РФ на изобретение. Под его руководством защищены три кандидатские диссертации. В 1979 году А.П. Ставров награжден серебряной медалью ВДНХ СССР.

С 2007 года заведующим кафедрой является доктор технических наук, доцент О.Н. Ларин. Он выпускник кафедры 1995 года. Окончил аспирантуру и докторантуру в Московском автомобильно-дорожном институте, где защитил кандидатскую (1998 г.) и докторскую (2009 г.) диссертации. До прихода на кафедру О.Н. Ларин работал на кафедре «Экономика и управление на транспорте». Выполняя обязанности заместителя заведующего кафедрой, О.Н. Ларин активно занимается лицензированием новых специальностей, организацией учебно-методического обеспечения учебного процесса, организацией набора абитуриентов, занимал призовые места в конкурсе ЮУрГУ на лучшее электронное издание по направлению «Экономика и управление».

Основные научные интересы О.Н. Ларина связаны с организацией и функционированием транспортных систем регионов и городов. Материалы его докторской диссертации, посвященной вопросам развития транзитного потенциала транспортных систем регионов страны на примере Челябинской области, послужили основной для проектирования на Южном Урале крупнейшего в стране логистического центра общей стоимостью 1,2 млрд. евро, который создается в рамках разработки масштабного проекта «Шелковый путь» для перераспределения на территорию России грузовых потоков из Азии, в первую очередь из Китая. О.Н. Ларин является автором свыше 90 научных публикаций, четырех монографий, шести учебных пособий. Награжден Почетной грамотой ЮУрГУ (2007 г.), Почетной грамотой Министерства образования и науки Челябинской области (2008 г.).

В настоящее время в штате кафедры 17 преподавателей. Среди них профессора, доктора технических наук Ю.И. Аверьянов и В.С. Морозова, доценты, кандидаты технических наук Н.К. Горяев, А.П. Приходько, В.Н. Смолин, В.Д. Шепелев, К.В. Глемба, кандидат юридических наук, доцент В.А. Городокин, доценты Е.А. Иванова, Ю.В. Воителев, старшие преподаватели 3.В. Альметова, В.М. Гайфуллин, В.В. Вязовский, ассистенты П.В. Шелехов, И.Д. Алферова, В.Л. Поляцко. На кафедре ведут большую работу по обеспечению учебной и научно-исследовательской деятельности инженер О.П. Ляпкало, зав. лабораторией О.В. Леонова, инженер Л.В. Подольская, специалист по учебно-методической работе А.В. Постникова.

С момента образования на кафедре готовили инженеров по специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта». Первый выпуск тридцати инженеров-эксплуатационников состоялся в 1980 году. Среди них были заместитель Главы города Челябинска по транспорту и дорожному хозяйству В.Г. Алейников, бывший начальник городской ГАИ Н.П. Петров. Последний выпуск по этой специальности состоялся в 1993 году. За этот период было подготовлено около 500 инженеров, из них 27 получили красный диплом. В 1990 году на кафедре был начат набор студентов по новой специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)». В 1993 году состоялся первый набор группы заочников, а в 2003 году – первый набор по очно-заочной (вечерней) форме обучения. С 2011 г. на кафедре ведется подготовка бакалавров по направлению «Технология транспортных процессов» и открыты две магистерские программы №Транспортная логистика» и «Организация и безопасность движения».

Всего за весь период с момента образования кафедрой по всем специальностям было подготовлено около 2000 специалистов.

Многие выпускники кафедры достигли определенных высот в профессиональной деятельности, занимали ведущие должности в транспортных компаниях или открыли свой бизнес: Н.А. Гаврилов – директор ЗАО «Коркинское АТП», В.В. Ермолаев – директор ЗАО «Еманжелинское АТП», А.В. Буренков – директор Юрюзанского АТП, Б.А. Шуплецов – директор МУП «Челябгортранс», Н.И. Живец – заместитель председателя Челябинской областной организации Всероссийского общества автомобилистов, Д.С. Вещиков – заместитель начальника отдела по производству автотехнических экспертиз ЭКУ ГУВД Челябинской области, подполковник милиции В.А. Новгородов – начальник ГИБДД г. Нязепетровска, А.П. Федоров – начальник филиала № 2 МП «ЧПАТП–2» г. Челябинска, Е.А. Григорьев – заместитель директора ООО «Трактороторг–Авто–1», А.П. Приходько – кандидат технических наук, директор ООО «Флагман», С.В. Мячкова – кандидат технических наук, директор логистического центра «Форвард», В.В. Кадочников – генеральный директор Торгового комплекса «Славянский», П.В. Шелехов – директор МУП «Служба организации движения», директор ПКП «Развитие».

Сотрудники кафедры активно занимаются научными исследованиями. На кафедре открыта аспирантура по специальности 05.22.10 – Эксплуатация автомобильного транспорта, которой руководят профессора В.С. Морозова и О.Н. Ларин. Основные направления научно-исследовательской работы на кафедре связаны с грузовыми и пассажирскими перевозками, регулированием рынка автотранспортных услуг, разработкой перспективных топлив, развитием транспортных и логистических систем.

Выпускники кафедры А.П. Приходько, Н.К. Горяев, А.В. Куряев, О.Н. Ларин, А.В. Бульба, С.В. Мячкова защитили докторские и кандидатские диссертации в ведущих вузах страны. В 2007 году доцент Н.К. Горяев стал победителем федеральной программы «СТАРТ» с проектом «Транспортная биржа».

По заказу Министерства образования и науки РФ кафедра проводит фундаментальные и прикладные научные исследовании: Исследование организации многоуровневых транспортных систем и механизмов образования системных эффектов в процессе их функционирования (2008 г.), Исследование информационных потоков в транспортной бирже и разработка рекомендаций по их оптимизации (2008 г.), Разработка информационной системы приобретения услуг транспорта для крупного промышленного предприятия на основе оперативного тендера (2010 г.), Развитие транзитного потенциала транспортных систем: управление провозными возможностями магистралей транспортных узлов и перевозчиков (2011 г.) и другие.

По заказу коммерческих предприятий и администраций муниципальных образований кафедра выполняет хоздоговорные работы: Исследование рыночной ниши транспортной Интернет-биржи и разработка вариантов ее продвижения на рынок (2007 г.), Исследование эффективности функционирования и обоснования развития федеральной дороги «М–36 Челябинск – Троицк до границы с Республикой Казахстан» (2008 г.), Проект организации пассажирских перевозок в Кыштымском городском округе (2008 г.), Обследование пассажиропотоков на маршрутах регулярных перевозок Миасского городского округа и разработка проекта (2009 г.), Научно-исследовательская работа по совершенствованию маршрутной сети пассажирского транспорта г. Челябинска (2010 г.), Разработка методики совершенствования маршрутной сети пассажирского транспорта муниципального образования (2010 г.), Разработка маршрутной сети пассажирского транспорта города Троицка на основе проведенных исследований (2011 г.) и другие.

К научной деятельности на кафедре активно привлекаются студенты. Многие из них являются призерами Всероссийских олимпиад и конкурсов научных проектов. Во Всероссийском конкурсе на лучшую студенческую работу побеждали Н.К. Горяев (1988), А.В. Ковыршина (1993), О.В. Новосельцева (1999), Н.Е. Иванов и Е.А. Иванова (2001) и другие.

Кафедра «ЭАТ» – член Международной ассоциации автомобильного и дорожного образования (МААДО), поддерживает тесные контакты с администрациями Челябинской области и городов, проводит по их заданию научные исследования пассажирских перевозок, безопасности дорожного движения, эффективности системы лицензирования. Специалисты кафедры участвуют в разработке программа повышения безопасности дорожного движения в регионе, совершенствовании маршрутных сетей муниципальных образований.

На кафедре созданы три специализированные учебные лаборатории: «Информационные технологии на транспорте», «Организация и безопасность движения», «Экологическая безопасность транспортных средств», которые оснащены современным специализированным оборудованием, компьютерами и программным обеспечением, мультимедийными комплексами. Все рабочие места в лабораториях подключены к сети Интернет.

В учебном процессе используется только лицензионное программное обеспечение, в том числе, операционная система MS Windows ХР/7, пакет программ MS Office, комплекс программного обеспечения по транспортному моделированию и планированию PTV VisionÒVisum и PTV Vision ÒVissim, система программ 1 C «Предприятие 8», программное обеспечение для прогностической аналитики и анализа данных IBM SPSS.

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.