- Цели и задачи дисциплины
- Целями освоения разделов №1-3 дисциплины «Общий психологический практикум» являются: приобретение знаний об основных методах, используемых в научной и практической работе психолога и умений их адекватного использования; приобретение умений написания отчетов о результатах использования основных методов в научном исследовании, диагностическом обследовании и при оказании воздействия на человека в соответствии с общепринятыми в психологии требованиями. Цель раздела №3: Изучение базовых процедур психологических измерений (психологического шкалирования), необходимых для прикладных и научно-исследовательских работ в области как когнитивных, так и эмоционально-волевых процессов. Задачи раздела №3: 1. Изучение классификаций методов психологического шкалирования. 2. Овладение методами, которые имеют наиболее важное значение с точки зрения профессиональной подготовки специалиста - психолога. 3. Отработка учебных заданий, иллюстрирующих метод, с целью освоения процедуры измерения, какой-то модификации метода и его ограничений. Цель раздела №4 является: приобретение знаний об основных методах, используемых в научной и практической работе психолога и умений их адекватного использования; приобретение умений написания отчетов о результатах использования основных методов в научном исследовании, разработка программ для практической работы психолога, использование подходов приемов и техник в соответствии с общепринятыми в психологии требованиями. Цель раздела №5 – это приобретение знаний об основных типовых задачах и их навыков практического решения в разных сферах профессиональной деятельности психолога, а также умений их адекватного применения. Задачи раздела №5.: – определение основных особенностей эмпирических методов, их преимуществ и ограничений в решении конкретных профессиональных задач; – отработка навыков эффективного установления и поддержания контакта, группового взаимодействия в ситуациях решения профессиональных задач; – отработка навыков сбора, анализа и презентации профессиональной информации (как в письменной, так и в устной форме); – углубление представлений об этических профессиональных нормах.
- Краткое содержание дисциплины
- Дисциплина «Общий психологический практикум» является "сквозной" дисциплиной и преподается на протяжении 5 семестров у студентов Высшей медико-биологической школы по направлению подготовки 37.03.01. Дисциплина включает в себя 5 разделов: Раздел 1. Методы сбора данных в научной и практической деятельности психолога; Раздел 2. Методы представления, количественной обработки и анализа данных; Раздел 3. Психологическое измерение. Методы нольмерного (классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности), одномерного и многомерного шкалирования. Типы шкал. Раздел 4. Методы практической деятельности психолога; Раздел 5.Методы решения типовых задач в различных сферах практической профессиональной деятельности психолога. Содержание дисциплины составляет описание общенаучных методов сбора информации о человеке. Описание основных психологических методов для решения научных и практических задач: метод беседы, метод интервью, метод тестирования, метод наблюдения, метод эксперимента. Учебный материал Разделов 4 и 5 ориентирован на приобретение, прежде всего, практических навыков консультирования, освоение на практике методов психологического воздействия, а также на формирование у будущих психологов навыков планирования траектории личного и профессионального развития. Данный курс тесно связан с общей психологией, экспериментальной психологией, психодиагностикой.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- ОПК-4 Способен описывать структуру деятельности специалиста в рамках определенной профессиональной сферы, прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности персонала, осуществлять профессиональный психологический отбор лиц, способных овладевать и осуществлять определенные виды профессиональной деятельности
- ОПК-9 Способен осуществлять психологическое сопровождение персонала с целью создания и поддержания психологического климата, способствующего оптимизации служебной деятельности
- ПК-7 Способен к активной коммуникации, информационно-аналитической деятельности и апробации результатов научных исследований: активно включен в сеть профессионального сообщества, ведет постоянное информационное наблюдение за предметной областью, поддерживает активные контакты с коллегами, представляет результаты научных исследований на конференциях и печатных изданиях
- Образование
- Учебный план 37.05.02, 2021, (5.0), Психология служебной деятельности
- Общий психологический практикум