- Цели и задачи дисциплины
- Цель: формирование у аспиранта ясного представления о естественнонаучных основах поведения; понимания и системного изучения процессов, протекающих на субъективном, нейрофизиологическом и молекулярно–генетическом уровнях, о сущности мировоззренческих и методологических проблем в профессиональной деятельности, овладения содержанием основополагающих понятий, в которых раскрываются причины, особенности и базовые характеристики познавательного процесса, сформировать осознание тесной диалектической связи психических процессов и мозга, неразрывного единства структуры и функций, приобретения знаний о процессах взаимодействия духовного и телесного, биологического и социального в природе человека Задачи: 1. Ознакомить аспирантов с основными подходами к решению проблем взаимоотношения между психикой и мозгом, достижения современных нейронаук в области изучения нейробиологических основ конкретных психических процессов и состояний (восприятия, памяти и научения, внимания, мышления и др.). 2. Представить аспирантам методы психологической диагностики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека. 3. Ознакомить аспирантов с основами отбора и применения психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией. 4. Представить аспирантам структуру деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала). 5. Привить навыки самостоятельной работы по применению знаний по психофизиологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения поведения животных и человека, и описания закономерностей формирования и развития высших психических функций.
- Краткое содержание дисциплины
- Место психофизиологии в системе наук о человеке. Предмет, задачи и стратегии исследования. Методы психофизиологического исследования. «Языки мозга». Психофизиологические механизмы кодирования и декодирования информации в нейронных сетях. Психофизиология восприятия. Психофизиология внимания. Психофизиология памяти и научения. Психофизиология мотиваций и эмоций. Психофизиология стресса. Психофизиология мышления и интеллекта. Психофизиология сознания. Дифференциальная психофизиология. Возрастная психофизиология (психофизиология развития и старения).
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- ОПК-1 способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
- ПК-1.1 способностью анализировать закономерности функционирования органов, систем и целостного организма на основе знания возрастных и половых особенностей с точки зрения теории функциональных систем; анализировать физиологические механизмы адаптации человека к различным географическим, экологическим, трудовым и социальным условиям
- ПК-1.2 способностью и готовностью получать, анализировать и интерпретировать результаты современных физиологических методов исследования для оценки нормального функционирования организма и объяснять возможные причины отклонения от нормы
- Образование
- Учебный план 06.06.01, 2021, (4.0), Биологические науки
- Психофизиологические особенности спортсменов