- Цели и задачи дисциплины
- Цель дисциплины ознакомить учащихся с особенностями процесса формирования внешней политики и дипломатии Китая, с тем, чтобы дать студентам целостное представление об основных факторах и ведущих тенденциях международной деятельности страны, показать историческое становление современной модели дипломатии Китая в условиях эволюционирующей системы отношений между государствами. Особое внимание уделяется изучению дипломатии Китая, т.к. именно дипломатическая служба во многом предопределяет успешность решения внешнеполитических задач, стоящих перед государством. Основными задачами дисциплины являются изучение научных основ процесса формирования внешней политики; определение сущности, структуры, типологии, функции, динамики внешнеполитического процесса; выявление особенностей ведения внешней политики в Китае; рассмотрение принципов дипломатических сношений в АТР, основных видов дипломатических документов, организацию работы дипломатической службы, теории и практики ведения переговоров; расширить кругозор студентов за счёт освоения нового фактологического материала.
- Краткое содержание дисциплины
- Исторический подход свидетельствует, что государство сильно не только своей экономической мощью, научно-техническим и военным потенциалом, но и своей дипломатической службой. Именно дипломатическая служба во многом предопределяет успешность решения внешнеполитических задач, стоящих перед государством. Актуальность учебной дисциплины «Внешняя политика стран региона специализации (Китай)» связана с тем, что вся система международных отношений базируется на внешнеполитическом курсе отдельных стран, который формируется под воздействием различных факторов и особенностей как регионального, так и национального характера, поэтому изучение основных принципов и методов формирования внешнеполитических установок и приемов ведения дипломатической работы позволит студентам более полно и точно ориентироваться в международных процессах и прогнозировать дальнейшее развитие отношений между государствами. Предполагается рассмотрение следующих основных вопросов: Предмет и задачи курса. Традиционное внешнеполитическое наследие Китая. «Конфуцианский стиль дипломатии». Китай и соседи в древности и средневековье. Система «номинального вассалитета» и ее атрибуты. Статагемная дипломатия — дипломатия «коутоу». Международные отношения цинского Китая. «Лиманьюань», «Цзунлияминь» Внешнеполитическая практика Гоминьдана. Дипломатия Китая во II-й мировой войне и становление китайской Республики великой державой. Проблемы послевоенного урегулирования на Дальнем Востоке и Китай. Становление внешнеполитической практики КПК в ходе гражданской войны. Образование КНР и первые внешнеполитические шаги новой республики. Российско-китайские отношения в 50-е гг. и причины формирования «особого курса» Пекина. Дипломатия КНР в период «Большого скачка». Период «хунвэйбиновской дипломатии» и его последствия. Изменение методов внешней политики КНР в период «упорядочения» международных отношений Пекина. Проблемы послевоенного урегулирования и Китай. Первые внешнеполитические шаги КНР (1949-57). Начало претворения в жизнь «особого курса» во внешней политике. Открытый переход к антисоветизму. «Культурная революция» и внешнеполитические итоги периода «хунвэйбиновской дипломатии» (1966-69). Изменение методов внешней политики КНР в период «упорядочения» международных связей (1969-76). Внешняя политика КНР после смерти Мао Цзедуна и корректировка внешнеполитической доктрины Пекина. Внешняя политика Китая на современном этапе: тенденции и перспективы. Китай и региональные проблемы. Дипломатическая служба КНР на современном этапе. Тайвань как международная проблема. Территориально-пограничный вопрос во ВП Пекина. США-Китай-Япония: перестройка межгосударственных отношений Пекина в борьбе за «советское наследство». Эволюция позиции КНР по глобальным проблемам разрядки и разоружения. Региональные направления внешней политики КНР. КНР и ООН. Программа рассчитана на 108 часов, из которых 16 часов отводится на лекции, 32 часов на практические занятия, 60 часа на самостоятельную работу студента. По дисциплине предусмотрена курсовая работа. Завершается изучение дисциплины традиционным экзаменом. Курс предполагает широкое использование различных иллюстративных материалов (схемы, таблицы, фотографии, отечественные и зарубежных издания по процессу формирования внешней политики Китая и стан АТР), а также видео-материалы.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- ПК-6 Владеет знаниями о ключевых направлениях внешней политики зарубежных стран, особенностей их дипломатии и взаимоотношений с Россией
- Образование
- Учебный план 41.03.01, 2021, (4.0), Зарубежное регионоведение
- Внешняя политика страны региона специализации (Китай)