На кафедре журналистики и массовых коммуникаций ИСГН ЮУрГУ студенты второго курса, будущие журналисты, в рамках изучения дисциплины «Система СМИ» участвуют в экспериментальном проекте «Каталог СМИ Челябинской области». Студенты занимаются составлением электронного каталога действующих средств массовой информации Челябинской области. Практически на каждом занятии они делают для себя открытия, знакомясь с изданиями, о существовании которых и не подозревали.
«В 90-х годах прошлого века Челябинская область была, пожалуй, регионом №1 в России по динамике развития газетного рынка (не считая Москву и Санкт-Петербург), – рассказала доцент кафедры журналистики и массовой коммуникации, главный редактор газеты «Соседи» Ирина Парфентьева. – На Южном Урале появились первые частные деловые газеты: «Деловой Урал» и «Уральские коммерческие ведомости»; в числе первых был освоен сегмент бесплатных газет – «Дело», «Челяба», «Соседи». Высоким качеством материалов славились ежедневные газеты – «Челябинский рабочий» и «Вечерний Челябинск», достойно выглядели официальные рупоры власти – «Хроника», «Народная Дума», «Южноуральская панорама».
Ситуация изменилась в 2004-2007 гг., Челябинские СМИ уступили позиции федеральным холдингам – «Комсомольская правда», «АиФ», «Московский комсомолец». Именно федеральные СМИ с местными челябинскими вкладками сейчас доминируют в газетном сегменте медиарынка Челябинской области. Издательский бум нулевых сменился закрытием ряда журналов и газет. Но появились информационные агентства, интернет-издания. Новые медиаплатформы возникают постоянно и предъявляют свои требования к журналистам. Поэтому процесс изучения студентами современного состояния СМИ в регионе всегда актуален и полезен.
«Изучение рынка СМИ во всех его проявлениях даёт возможность студентам сориентироваться в выборе своей будущей работы. Примерить к себе тот или иной формат медиа, – отмечает зав. кафедрой журналистики и массовых коммуникаций, доктор филологических наук Людмила Шестеркина. – Студенты проделали огромную работу, проверяя информацию о каждом СМИ, которое войдёт в каталог. Завершения проекта уже ждут в Министерствах и ведомствах региона, Союзе журналистов, библиотеках».
В ходе составления каталога студенты приобретают такие навыки, как: умение работать с потоками информации, источниками; систематизировать и анализировать полученную информацию; владение современными информационными технологиями; разработка презентаций.
Электронная версия каталога будет удобна пользователям интернета, а печатное издание станет методическим пособием для студентов кафедры журналистики и массовых коммуникаций ИСГН ЮУрГУ.