Программа «Острова 10-22» близится к завершению, но темп работы по-прежнему остается интенсивным. Во второй половине работы интенсива члены команды ЮУрГУ приняли участие в работе лабораторий «Архитектура предпринимательской деятельности в университете», «Опережающая подготовка кадров», лаборатории «Отраслевые проекты по управлению данными», лаборатории «Цифровая трансформация университета» и других. Кроме того, все члены команды ЮУрГУ были задействованы в совместной проектной работе по внедрению цифровой модели университета.
Проректор по учебной работе Андрей Шмидт принял участие в лаборатории Цифровой трансформации университета. В ходе работы обсуждались миссия и стратегические цели университета, позволяющие вузу встраиваться в российскую и мировую систему высшего образования. По мнению спикеров трека, в частности, Петра Щедровицкого, система управления в типичном российском вузе должна претерпеть изменения, необходима кардинальная трансформация программы стратегического развития университета.
Для каждого из членов команды вуза участие в работе «Острова» стало значимым шагом в профессиональном и личностном развитии. Подводя общие и личные итоги работы на образовательном интенсиве, ученые и управленцы университета делятся впечатлениями, профессиональными находками, и навыками, полученными на «Острове».
Директор Высшей школы электроники и компьютерных наук Глеб Радченко:
«Самым интересным на “Острове” для меня оказался опыт ведущих университетов (как российских, так и зарубежных) в решении задач цифровизации вуза. Так, например, в Мичиганском университете работает лаборатория анализа учебных активностей, которая разработала и внедрила цифровые панели для кураторов и студентов университета. На этих панелях каждый студент может видеть, где он находится относительно других студентов, изучающих такие же дисциплины, а куратор заранее получает уведомление, если у какого-либо студента появляются проблемы в обучении. Это можно внедрить и у нас, так как с нового учебного года в ЮУрГУ будет запускаться в работу балльно-рейтинговая система образования, в рамках которой оценка за курс будет формироваться постепенно, в процессе освоения дисциплины.
Кроме того, применение методов интеллектуального анализа данных позволяет сделать учебный процесс значительно прозрачнее и понятнее, как для студента, так и для преподавателя дисциплин».
Зав. кафедрой «Экономика промышленности и управление проектами» Наталья Дзензелюк:
«Самое главное впечатление на «Острове» для меня – сама организация столь масштабного мероприятия. Даже во время регистрации – а это время максимального скопления народа – не было слишком длинных и непонятных очередей. Принимать на Острове почти 2 000 людей и отлично, максимально быстро реагировать на малейшие нестыковки – это действительно очень серьезный уровень организации.
Во время пребывания на «Острове» скорректировалось мое личное мироощущение, взгляд на организацию собственной эффективности. Что касается вектора развития университета – каждый мастер-класс и услышанное слово на «Острове» лишь подтверждает его правильное направление. То, о чем многие вузы только задумываются по итогам «Острова», – наш ЮУрГУ уже не только подумал, но и воплотил. Можно отметить, что наш вуз – лидер цифровой трансформации. И это усложняет нашу задачу: всегда проще «догонять» лидера, тяжелее – прокладывать дорогу. Несомненно – работа в интенсиве «Острова» добавит нашей команде сил, вдохновения и новых идей в достижении поставленных целей!»
Специалист по сопровождению проектов службы подготовки и сопровождения проектов, младший научный сотрудник Управления научной и инновационной деятельности Ирина Подживотова:
«Остров 10-22» – это место встречи людей, желающих осуществить технологический прорыв. Первые дни интенсива, конечно, было тяжело находиться 16 часов в день с огромным количеством незнакомых людей и в жестких нормативных ограничениях. Но спустя несколько дней ты понимаешь: насколько информативны были эти дни. Воспринимаешь всех окружающих тебя людей как огромную команду, смотрящую в одном направлении развития и трансформации. «Остров» дает импульс развития собственных компетенций. Мне как специалисту по сопровождению инновационных проектов было интересно узнать, как привлечь новые инвестиции в университет, как еще более эффективно проводить внедрение научных разработок в реальное производство, какие инструменты управления проектами есть в мировой практике. Ответы на многие вопросы здесь уже получены».
Директор офиса управления проектами программы 5-100 Евгений Белоусов:
«Во второй половине работы на «Острове» я был задействован в работе лаборатории по открытию университетских точек кипения. Точка кипения – это место, где работодатели, студенты и выпускники могут обмениваться идеями. Это место, где абитуриент может узнать всё об университете, получив объяснение на простом и понятном ему языке. В целом, весь «Остров» – это точка кипения! Он настраивает на особый ритм работы.
Лично мне «Остров» дал понимание, что университет должен работать на студента, удовлетворять его потребностям и спросу. Образовательные программы должны быть максимально конкретным продуктом. На самом деле именно на это и нацелены все Национальные технологические инициативы страны».
Руководитель лаборатории «Суперкомпьютерное моделирование» Павел Костенецкий:
«Остров» для меня – это, прежде всего, уникальная возможность получить знания в неизученных мной ранее областях, а также вживую пообщаться и задать вопросы известным ученым – мэтрам в своей области. Во второй половине работы «Острова» я принял участие в мероприятиях лаборатории отраслевых проектов по управлению данными, где нас обучали проектной работе по управлению данными, основанному на данных в системах интернета вещей (IoT).
С целью расширения кругозора я прошел начальные курсы стратегического мышления и даже поучаствовал в тренинге по жестким переговорам и управленческому поединку. Это очень полезный опыт, позволяющий структурировать знания и обрести уверенность в своих силах, которая пригодится при защите проектов.
График на «Острове» очень плотный. Не зря он носит название «образовательный интенсив». При помощи системы сбора цифрового следа отслеживается посещаемость и активность всех участников «Острова». Занятия идут с 7:30 до 21:00, и все это 14 дней без выходных! Все начинается со спорта. Каждое утро «островитянин» может выбрать для себя любой вид активности: от йоги до карате. По окончанию нужно обязательно загрузить данные с трекера на сайт. Если кто-то не отчитается, команда получит красную карточку. А дальше – обучение в различных лабораториях “Острова”, мастер-классы и клубы мышления, командная работа, где мы вносим свои предложения в программу развития ЮУрГУ и готовимся ее защищать. Вечером – визионерские лекции знаменитых ученых. Далее для тех, у кого еще остались силы, – культурная программа – концерты приглашенных групп. Я побывал на концерте живой музыки. В составе оркестра звучали скрипки, виолончели, бас-гитары и барабаны.
Самое важное для меня на «Острове» – возможность побывать на уникальных лекциях. Инициатива участия в лекциях и лабораториях поддерживается высочайшим уровнем лекторов, и возможностью выбирать свою учебную траекторию. Я посетил множество интересных и действительно полезных визионерских лекций, приглашенных ученых и политических деятелей. Одной из самых важных лично для меня была лекция специалиста в сфере искусственного интеллекта Андрея Чихоцкого (его индекс Хирша в Scopus – 63). Я благодарен «Острову» за возможность общения с людьми такого уровня».
Начальник отдела Управления по внеучебной работе Яков Ермошкин:
«Образовательный интенсив «Остров 10-22» для меня – это место, где собраны лучшие практики и методики цифровой трансформации в сфере образования не только России, но и международного уровня. Именно здесь я почерпнул ряд интересных и новых подходов к организации внеучебной работы в Университете. Планирую начать активную работу по внедрению их в нашем вузе. Кроме того, удалось обменяться опытом с представителями авторитетных университетов страны. Планируем и дальше поддерживать плодотворные контакты».
По общему мнению членов команды ЮУрГУ, «Остров» стал важным импульсом для профессионального развития каждого из них. Команда ЮУрГУ на «Острове 10-22» получила уникальный опыт и новые знания, которые в дальнейшем ученые и управленцы вуза смогут применить в повышении эффективности процесса цифровой трансформации Университета, которая неизбежно затрагивает образовательную, научно-исследовательскую и внеучебную деятельность.
Одним из главных итогов «Острова» для всей команды ЮУрГУ, по общему мнению, стала разработка программы развития университета в рамках матрицы Национальной технологической инициативы (НТИ).
Программа предусматривает проекты «Умного образования», нацеленного на студентов (проектное обучение, дистанционные технологии, индивидуальные траектории) и «Умной промышленности». 22 июля членам команды ЮУрГУ предстоит защитить программу развития вуза перед министром науки и высшего образования РФ Михаилом Котюковым.
В случае успешной защиты, программа развития Университета в рамках матрицы Национальной технологической инициативы (НТИ) будет применена на практике в вузе в соответствии с глобальными вызовами экономики РФ.