В течение первого года проектного обучения на факультете психологии института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ родился новый масштабный мегапроект, участниками которого являются студенты 3-5 курсов. О специфике проекта «Жизнеспособность человека», о развитии жизнеспособности у разных категорий людей: от сирот до курсантов военных училищ, о различии понятий «жизнеспособность» и «жизнестойкость», о профилактике суицида, психологических технологиях борьбы с коррупционным поведением и о многом другом мы беседуем с руководителем проекта – доктором психологических наук, доцентом, зав. кафедрой “Психология развития и возрастное консультирование” Еленой Александровной Рыльской.
– В чем суть глобального проекта? Чему посвящен каждый из подпроектов?
– Проект «Развитие жизнеспособности современного человека в различных условиях его жизнедеятельности» масштабный. В структурном плане он включает в себя ряд минипроектов, например, «Модификация теста «Жизнеспособность человека». Такой тест уже существует, но были проведены дополнительные исследования, появилась необходимость включить в него новую шкалу. Второй минипроект направлен на разработку программы поддержания и повышения жизнеспособности детей, оставшихся без попечения родителей. Этот проект реализуется в школе-интернате № 13 для детей-сирот. Менеджер проекта – д-р психол. наук, доцент Елена Александровна Рыльская.
Один из проектов выполняется по заказу Военно-воздушной академии» им.проф. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Челябинск). Менеджер проекта – канд. психол. наук, доцент Ирина Андреевна Шляпникова.
Проект «Подготовка к самостоятельной жизни и профилактика социальной дезадаптации детей, оставшихся без попечения родителей» курирует доцент, канд. психол. наук Елена Владимировна Гудкова.
– Почему проекты повышения жизнеспособности так актуальны сегодня?
– Если спросить у человека с нормальной психикой: «Хочешь ли ты жить?», он ответит – да! Но статистика по суицидам во всем мире и во всех возрастных группах очень тревожная. На протяжении десятков лет средняя частота суицидов в мире составляет 14 случаев на каждые 100 тысяч человек. Тревожно, что утрачивается ценность жизни не только своей собственной, но и жизни других людей, что часто приводит к тяжким преступлениям, совершаемым в том числе против детей. Следовательно, под угрозой оказывается важнейшая жизненная функция рождения и воспитания человека как ценностное преимущество существования всей цивилизации. Общество, убивающее свое будущее, – нежизнеспособно. Вызывают озабоченность проблемы буквального проживания жизни по все более популярным среди молодежи эгоистическим жизненным сценариям рода «child-free», «живи здесь и сейчас», «бери от жизни все». Инфантилизация общественного сознания сопровождается нерефлексивным хаосом и эклектикой аксиологической сферы. Разнузданный рост материальных потребностей приводит к разгулу коррупции, разлагающей фундаментальные основы человеческой жизни. Учитывая сложность и динамичность нашей жизни и ее стрессогенный характер, в повышении жизнеспособности нуждаются абсолютно все.
– Какие меры включает в себя профилактика суицидов?
– Профилактика суицидов – это и есть развитие и поддержание жизнеспособности. Жизнеспособность – не только в том, что человек не совершит суицид. В общем виде жизнеспособность (если объяснять совсем просто) – это способность к решению жизненных задач. Математические способности проявляются в успешности решения математических задач, лингвистические – лингвистических и так далее, точно также жизнеспособность проявляется в решении жизненных задач. Это задачи бытовые, решая которые, человек может обеспечить условия своего существования. Это задачи социального плана, межличностного взаимодействия, модель того, как человек может устанавливать контакты. Это задачи профессиональные: насколько человек может состояться как профессионал. Наконец, это задачи поиска и нахождения смысла жизни: насколько человек может определить для себя смысл жизни и действовать в соответствии с ним, не существуя подобно Обломову. Как индивид в биологическом плане Обломов здоров, но социально он не жизнеспособен. Когда анализируются причины попыток суицида, зачастую оказывается, что человек внешне абсолютно благополучен, и совершенно непонятно, почему он вдруг утратил смысл жизни. Нежизнеспособный человек – это вовсе не обязательно представитель социального дна. Люди без определенного места жительства часто очень хотят жить. Они создают псевдосемьи, пытаются любить, удовлетворять свои эстетические потребности. Сущностные человеческие качества, в том числе, жажду жизни, люди социального дна утрачивают в последнюю очередь.
Проект развития жизнеспособности – задача актуальная и в рамках нашего вуза, и в рамках Челябинска и области в целом. Это уникальный проект. С нашим населением еще никто не работал в плане повышения и развития жизнеспособности. Тут нужно говорить о важных различиях между жизнеспособностью и жизнестойкостью.
– В чем же их различие?
– Жизнеспособность и жизнестойкость –схожие, но все же разные понятия. Если исходить из семантики: жизнестойкость – это способность человека устоять перед лицом трудностей. Ну вот он стоит… стоит, а дальше что? Упал? А вот если он действительно способен выстоять, то может развиваться и дальше. В этом специфика жизнеспособности и уникальность нашего проекта.
– Перечисленные вами проекты разные… Курсантам в училище нужно одно, ребятам в детском доме – совсем другое...
– Программы включают в себя разные упражнения и ситуации. В структурном плане – они содержат инвариантную часть, которая базируется на развитии структурных компонентов жизнеспособности (способность к адаптации, к саморегуляции, духовные способности и осмысленность жизни). Это инвариантная часть программы, которая может быть общей для всех (за исключением содержания упражнений). В упражнениях есть и вариативная часть, включающая анализ сложных жизненных ситуаций. Для подростков – это примеры одних жизненных ситуаций, для младших школьников – другие, для курсантов – третьи. Если речь идет об организационной психологии (а мы планируем работать с персоналом организаций), там свои жизненные ситуации.
– Как построена работа в проекте?
– Работа осуществляется по алгоритму: беседы, занятия, решение тестовых задач, выбор ситуаций. Это образовательные проекты. Начинаем мы с того, что знакомим студентов с понятием проекта, с его структурой, с тем, как он выполняется, учим основам выполнения проекта.
В рамках каждого минипроекта студенты изучают теоретические и методологические основы проблемы, материалы, источники, учатся разрабатывать тесты, выполняют технические задания.
В проекте, посвященном развитию жизнеспособности детей-сирот, студенты изучают: на каком уровне разработанности находится проблема, какие статьи есть по этой теме. погружаются в проблему полностью. На следующем этапе участники проекта разрабатывают структуру и макет программы. Затем наполняется каждый ее блок. В ходе выполнения проекта организуется обратная связь, отдельные упражнения апробируются на участниках программы. Студенты проводят тренинги, используя наработки программы. Вполне возможно, какие-то упражнения окажутся малоэффективными и будут исключены. После апробации программа готова к внедрению, она передается заказчику и рекомендуется для широкого использования на сходных категориях, выборках.
– Расскажите о заказчиках проекта?
– В качестве основного заказчика выступает факультет психологии ЮУрГУ. Это наша задача, мы занимаемся разработкой тестов, которые наши студенты потом будут использовать. Также среди заказчиков – МОУ для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей специальная коррекционная школа № 13 города Челябинска, филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина (г. Челябинск), государственное бюджетное учреждение дополнительного образования дворец учащейся молодежи «СМЕНА», отдел профдиагностики и консультирования и центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Надежда», детский дом № 6.
– На каком этапе сейчас находится проект?
– Этап обучения технологиям работы в проекте у нас уже завершен. Если говорить о проекте, связанном с разработкой теста, то на сегодняшний день у нас собраны около трехсот первичных вариантов теста.
– Что представляет собой тест? Какова его структура?
– В тесте четыре шкалы: способности к адаптации, способности к саморегуляции, духовные способности и осмысленность жизни.
– Если человек, проходящий тест, находится в сложной ситуации, но сам даже не осознает это, поможет ли тест определить его истинное состояние?
– Вы имеете ввиду проверку ответов на социальную желательность? Социальная желательность теста обязательно проверяется во время разработки теста, улучшения его психометрических характеристик. Здесь есть разные варианты. Иногда в тест включают шкалу лжи. Предполагается, если человек на эти вопросы дает социально желательные ответы, он неискренен.
Первый вариант теста мы проверяли на социальную желательность. Проверка показала, что она возможна. Мы придерживаемся следующего алгоритма. Если по результатам теста балльные оценки превышают максимальные показатели, скорее всего, человек неискренен. Этот момент обязательно учитывается. Неискренне часто отвечают взрослые люди, особенно те, кто ориентирован на карьеру. Они настолько заострены на успех, что не допускают даже мысли, что где-то в чем-то могут быть не на высоте. Если по тесту мы видим очень высокие баллы, мы их не можем принять в расчет, так как люди вероятнее всего давали социально желательные ответы.
– Каковы дальнейшие планы проекта?
– Впереди у нас следующий проект, на который мы сейчас готовим паспорт. Заявку мы уже подали. В течение второго года проектного обучения мы планируем реализовать проект подготовки психотерапевтических больничных клоунов. В качестве клоунов будут задействованы студенты-психологи ЮУрГУ, которые будут ходить в больницы, где лечатся тяжело больные дети. Влияние положительных эмоций на выздоровление человека доказано давно. За рубежом уже очень давно используют практику приглашения психотерапевтических клоунов для повышения жизнеспособности больных детей. Мы планируем реализовать эту практику в нашем проекте.
Второй проект, запланированный в рамках второй заявки, – проект развития и повышения жизнеспособности персонала организации. Предварительные переговоры с потенциальными заказчиками уже ведутся. Способность организации выживать в сложных условиях определяется жизнеспособностью персонала. Это другой вид жизнеспособности, в котором могут быть другие структурные компоненты, не входящие в структуру общей жизнеспособности (управленческий потенциал, лидерский потенциал, коммуникативная компетентность, стрессоустойчивость, толерантность к стрессу и др.) Развитие этих качеств будет способствовать повышению жизнеспособности персонала. Если это государственные служащие, то это работа по формированию основ антикоррупционного поведения, так как склонные к коррупции чиновники разрушают жизнеспособность всех организаций. Борьба с коррупционным поведением – это тоже повышение жизнеспособности.
– Это очень смелый проект…
– В рамках проекта по формированию антикоррупционного поведения планируется оказывать госслужащим психологическую помощь. Есть целый комплекс психологических факторов, способствующих коррупции. Есть и психологические приемы, позволяющие предотвратить развитие такого поведения. При приеме на госслужбу проводится конкурсный отбор, включающий тестирование на склонность к коррупции. Мы планируем предложить для госструктур свои варианты тестирования. Прием на госслужбу включает проверку на детекторе лжи. Детектор лжи у нас на факультете есть. Если будет запрос от госструктур, мы готовы реализовать и такой проект, и тем самым способствовать повышению жизнеспособности современного чиновничества.
– Как организовано взаимодействие с другими институтами и высшими школами ЮУрГУ в процессе реализации проекта?
– Проектное обучение в ЮУрГУ реализуется в рамках общего процесса цифровизации университета. В ближайшем будущем, когда мы модифицируем и апробируем тест, логичным продолжением будет создание его цифровой оболочки. Это следующий этап реализации проекта. Тестирование в современном мире должно проходить в электронном варианте. Такие планы у нас также есть, и конечно же нам понадобится помощь программистов из Института естественных и точных наук и Высшей школы электроники и компьютерных наук ЮУрГУ.
- В Южно-Уральском государственном университете – в самом разгаре приемная кампания. Хотите стать профессиональным психологом? Приглашаем вас на факультет психологии института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ. Все подробности о поступлении для абитуриентов – на сайте Абитуриент ЮУрГУ