В Южно-Уральском государственном университете подвели итоги первого года проектного обучения – новой образовательной технологии, призванной вывести подготовку специалистов на новый уровень. В ходе конференции студенты представили результаты работы над проектами и услышали рекомендации по их улучшению от ректора ЮУрГУ Александра Шестакова.
«За год мы выстроили уникальную образовательную технологию. Аналогов подхода к проектному обучению как у нас нет во всей стране. Все проекты сформированы потенциальными работодателями по запросам реальной индустрии и социальной сферы, и все они будут внедрены. Чтобы организовать проектное обучение, нужно выполнить не только проект, рассчитанный на два года магистратуры, но еще и подстроить образовательную программу под реализацию проекта. Мы надеемся, что такая технология будет очень эффективна».
Проектное обучение направлено на приобретение студентами конкретных практических навыков, способности работать в команде, умения руководить, распределять обязанности, отстаивать свои позиции в дискуссии и писать научные работы. Новая образовательная технология была введена во всех десяти институтах и высших школах. Студенты реализуют проекты в области технической, гуманитарной, спортивной науки, медико-биологической, международной, финансово-экономической, экологической и других отраслях. Всего было запущено 32 проекта.
«Все проекты, запущенные в начале года, должны быть реализованы в течение двух лет. Проектами занимаются, как правило, магистранты, но есть и студенты бакалавриата специалитета, которые подключаются к этим проектам. На выходе мы получим и готовое изделие, и готовую команду, которая может пойти на предприятие или в организацию и сопровождать проект уже в реальных условиях вне стен университета», – отметил проректор по учебной работе Андрей Радионов.
Работа проектных команд курируется менеджерами проектного обучения – директором Института социально-гуманитарных наук Еленой Пономаревой и деканом энергетического факультета Политехнического института Александром Шишковым.
«Проектное обучение – это серьезное испытание для проектных команд. То, что эта деятельность активно развивается – это огромная работа, которая системно проводилась в течение года. Я хочу поблагодарить всех, кто так или иначе способствовал развитию проектного обучения, – отметила Елена Владимировна. – Многие проектные группы уже демонстрируют хорошие результаты, и благодаря им мы можем узнать больше об устройстве определенных систем и способах совершенствования мира. Отрадно, что заявок на реализацию проектов на следующий год еще больше, чем в прошлом году, и все они высокого качества».
Студенты Института спорта, туризма и сервиса отчитались о проектах по устойчивому развитию туризма, использованию семян злаковых и масличных культур в производстве пищевых продуктов, модернизации спортивной инфраструктуры и взаимосвязи результатов ГТО и уровня здоровья студентов и школьников. О последнем рассказал аспирант ИСТиС ЮУрГУ, директор ОГБУ «Дирекция спортивно-массовых мероприятий и всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в Челябинской области» Александр Беленков.
«Цель нашего проекта – разработка математической модели, позволяющей прогнозировать уровень здоровья по результатам выполнения норм ГТО. Уникальность в том, что до нас этой проблемой никто практически не занимался. Нами проведен статистический анализ выполнения комплекса ГТО в разрезе образовательных учреждений в Челябинской области, а также нами было проведено анкетирование учащейся молодежи по отношению к сдаче комплекса ГТО. Начали подготовку по разработке учебно-методических пособий по повышению уровня здоровья и подготовки к выполнению комплекса ГТО. Далее мы планируем создать программный продукт на основе разработанной математической модели».
Студенты-журналисты Института социально-гуманитарных наук активно работают над Международным журналистским проектом EUfactсheck, направленным на изучение достоверности распространяемой в СМИ информации. Также были представлены работы, которые призваны отразить культурное достояние Челябинска и области в «цифре». Так, студентами-теологами и культурологами создается виртуальный музей художника писателя Василия Неясова, прожившего часть жизни в столице региона, историками – сайт, посвященный существующим и уже утраченным объектам историко-культурного наследия, а филологами – виртуальные музеи-квартиры писателей Южного Урала. Эти проекты реализуются при участии студентов других высших школ и институтов.
«Целью проекта является создание сайта, где будут собраны все труды и исследования ныне живущих авторов. Любой желающий сможет побывать в виртуальном музее-квартире каждого писателя, посмотреть на быт и место творения. При использовании цифровых технологий мы значительно сокращаем и упрощаем создание данного музея. На данный момент наша команда подготовила контент для двух музеев-квартир Яниса Грантса и Николая Годины: видео, фото, статьи о творчестве писателей, биографии. Кроме того, была разработана концепция, фирменный стиль сайта и дизайн главной страницы. В следующем году программисты ИЕТН будут разрабатывать приложение для телефона», – рассказал участник проекта «Виртуальный музей писателей Южного Урала» Артем Шилинцев.
Студенты-юристы представили отчет о проекте «Модель обеспечения профессиональных прав адвокатов», студенты Института лингвистики и международных коммуникаций объяснили ход разработки концепции Молодежного форума ШОС–2020. Проект по обеспечению финансового и организационно-экономического управления энергетическими ресурсами на предприятиях представили студенты Высшей школы экономики и управления. Институт естественных и точных наук отчитался о проекте по очистке воды с использованием фотокатализаторов.
Студенты Высшей школы электроники и компьютерных наук рассказали, как ведется разработка облика бортового комплекса управления космического аппарата для полета на астероид.
Наибольшее количество проектов представили студенты Политехнического института. Они разрабатывают технические решения для энергоэффективных двигателей, уже на практике применяют лазерные технологии и создают единую интеллектуальную цифровую платформу «Умный транспорт» для управления дорожным движением в мегаполисах, разрабатывают космический аппарат, предназначенный для посадки на космическое тело с малым гравитационным полем, а также работают над проектом интеллектуального дома.
Особый интерес представляет проект гоночного «Электроболида». По словам участников, работа завершена уже на 60% – проектная группа у собрала раму, подвеску, установила рулевое управление, а совсем скоро подключит систему охлаждения. Далее этот автомобиль будет участвовать в «Формуле Студент» – студенческих инженерных соревнованиях, где представляются лучшие гоночные автомобили, собранные обучающимися вузов мира.
«Нами было создано несколько версий болидов, но электроболид – проект достаточно новый. Мы опираемся на опыт таких компаний, как Tesla и другие. По весовым характеристикам наша разработка уникальна – вес электроболида не превышает 250-300 килограммов, чем он отличается от других автомобилей этого класса. Впереди целый ряд работ: ребята будут заниматься дальнейшими испытаниями, отладкой, совершенствованием конструкции», – рассказал руководитель проекта, профессор Александр Гриценко.
Многие проекты за год стали более масштабными. Проект Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ, изначально направленный на разработку эффективных технологий обеззараживания зерна, за время работы приобрел новый вектор. магистранты работают над разработкой биоразлагаемого полимера из модифицированного крахмала, который потом может использоваться в изготовлении одноразовой посуды.
«На первом этапе мы занимались исследованием обеззараживания зерна. Далее мы изучили использование ультразвука для стабильного хранения продукта и его защиты, например, от плесени. Также нами изучены свойства модифицированного крахмала. Мы пришли к выводу, что его можно использовать для получения биоразлагаемого полимера, который потом может стать материалом для изготовления одноразовой посуды. Мы получили полимер, который прошел проверку на растяжимость и грибостойкость. Во второй год проектной деятельности мы планируем получить готовую посуду из биоразлагаемого полимера», – поделился участник проектной группы Артем Малинин.
Проекты Архитектурно-строительного института по исследованию долговечности бетона железобетонных конструкций, изготовлению подмостей каменщика для каркасного строительства и комплексному развитию систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований направлены на создание более безопасной, комфортной и эффективной среды для жителей области.
В рамках конференции ректором Александром Шестаковым была озвучена необходимость создания обучающих курсов, адаптированных под студентов различных направлений, чтобы они могли более эффективно работать над проектами. Также всем участникам проектных групп были вручены дипломы за активное участие в проектном обучении.