Магистранты ИСТиС в рамках проектного обучения разрабатывают концепцию развития туризма на особо охраняемых территориях Южного Урала

Одним из ключевых проектов проектного обучения Института спорта, туризма и сервиса является проект «Устойчивое развитие туризма на территориях ООПТ»*. Сегодня на Южном Урале расширяется сеть туристических маршрутов, к развитию туризма в регионе в ЮУрГУ привлекаются иностранные специалисты.

О разработке концепции устойчивого развития туризма в регионе, создании методики оценки состояния туристско-рекреационного комплекса региона, интеграции научно-образовательной деятельности преподавателей кафедры «Туризм и социально-культурный сервис» ИСТиС ЮУрГУ и коллег из Сербии, вовлеченности магистрантов ИСТиС в проект и многом другом мы беседуем с зав. кафедрой «Туризм и социально-культурный сервис» ЮУрГУ, доктором педагогических наук, профессором, руководителем проекта Татьяной Николаевной Третьяковой.

Татьяна Николаевна, расскажите, как зародилась идея проекта?

–  Исследование, посвященное разработке концепции устойчивого развития туризма на особо охраняемых природных территориях региона, мы начали в прошлом году. При исследовании оценки рекреационного потенциала мы столкнулись с тем, что исследования в этой области в России и за рубежом очень сильно отличаются. Наши методики исследования рекреационного туризма, базирующиеся на базовых фундаментальных исследованиях российских ученых, не всегда приемлемы за рубежом.

С коллегами из университета-партнера ЮУрГУ – Географического института Jovan Cvijic Сербской академии наук и искусств мы в рамках проекта обсуждаем различные аспекты развития туризма на базе фундаментальной теории. За рубежом используют иные подходы к оценке рекреационного потенциала региона.

Фото: Татьяна Третьякова

 

Мы стремимся определить точки соприкосновения для совместных исследований с зарубежными коллегами. В плане географии — это сопряженность с научно-теоретической базовой составляющей, с нашими зелеными территориями, с зонами экологического туризма Южного Урала. С этого и началось наше сотрудничество с коллегами из Сербии. Найти какую-либо информацию по исследованию особо охраняемых территорий Челябинской области очень сложно, и это объяснимо, так как наш регион долгое время относился к закрытым территориям. С коллегами из Сербии мы уже побывали на Таганае и на Зюраткуле. Совместно мы проанализировали ситуацию, складывающуюся сегодня во внутреннем туризме региона, сформулировали тему исследования как разработку концепции и стратегии устойчивого развития туризма на особо охраняемых природных территориях Южного Урала.

В наши задачи сегодня входит разработка методики оценки состояния развития туристско-рекреационного комплекса региона, внедрение методологии повышения качества туристских услуг в регионе, создание практической модели продвижения туристского продукта территории на внутреннем и международном рынке. Туризм на Южном Урале пока носит сезонный характер. Мы стремимся к поиску новых путей его развития, чтобы он со временем превращался в туризм круглогодичный, всесезонный.

Туристический кластер Южного Урала в перспективе должен предлагать потенциальному потребителю разные виды путешествий на любой вкус для разных типов аудитории. Обсуждая эти вопросы с коллегами, мы пришли к пониманию того, что нужно говорить об устойчивости туризма на территории природных зон.

Так сначала у нас выработалась интересная научная тема, а потом на этой актуальной научной основе  выстроилась программа проектного обучения.  Это не случайно: в данной теме сходятся интересы опытных и молодых ученых. Так магистрантка Татьяна Шмелёва начала заниматься темой горячих источников на Южном Урале еще в рамках бакалавриата и к сегодняшнему моменту она имеет серьезный научный задел: на конференции в Неаполе она сделала доклад по теме «Термальные источники Тюмени». 

Ее статья в сборнике статей конференции была проиндексирована в международной научной базе данных Scopus. Наши коллеги из Сербии также признали тему актуальной. Публикаций, посвященных анализу состояния термальных источников Уральского Федерального округа, сегодня крайне мало, и в связи с этим проблема особенно актуальна.

Мы прислушались к рекомендациям, которые дают коллеги. Методологическая составляющая наших исследований во многом сформулирована под их влиянием. Второе направление наших исследований связано с рекреационными зонами для спортивного туризма. Наши коллеги из Сербии также занимаются исследованием рекреационного туризма.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о роли коллег из Сербии в проекте?

–  Международная коллаборация – стратегическая составляющая научной и проектной деятельности. Работу в проекте со стороны Сербии возглавляет Ph.D Географического института Jovan Cvijic Сербской академии наук и искусств Милан Радованович  – куратор нашего проекта от Сербской академии наук. Он руководит всей нашей работой. Кроме того, за каждым направлением закреплен отдельный преподаватель (это Милица Пецель, Йована Бранков, Александра Вуйко, Марко Петрович). Все преподаватели – ведущие специалисты в области географии и методологии исследовательской деятельности в туризме.

Фото: Марко Петрович, Александра Вуйко
 

Например, профессор Географического института Jovan Cvijic Сербской академии наук и искусств Марко Петрович преподает методологию исследовательской деятельности в туризме и методологию туристского моделирования и проектирования. Все они приняты на должности научных сотрудников нашей кафедры и уже приступили к работе со студентами. С конца ноября 2018 года в институте стартовали лекции профессора Географического института Jovan Cvijic Сербской академии наук и искусств Милицы Пецель. Тематика лекций – география.

–  Какова роль магистрантов в проекте?

– К этой работе у нас подключились семь магистрантов. В качестве объектов исследования мы взяли три особо охраняемых территории – Национальный парк Таганай, национальный парк Зюраткуль и заповедник Аркаим. Первые два – горные местности. Таганай – лесной край, Зюраткуль – озерный, Аркаим – историко-археологический музей. Ответственность магистрантов разделена по территориям. Два человека занимаются национальным парком «Таганай», три человека –Аркаимом и двое – Зюраткулем. Так у нас сложилась география проектного обучения.

Основная роль магистрантов в проектном обучении на первом этапе – анкетирование, обработка и анализ анкет. На данном этапе они будут подключаться к оценке туристического потенциала региона и изучению методологии. На основании анализа полученных данных будут готовиться публикации, которые в перспективе будут проиндексированы в Scopus и Web of Science. Студенты будут соавторами статей вместе с преподавателями, и это будут их первые публикации.

Но главная цель магистрантов в проекте – научиться работать с современными зарубежными методиками изучения туризма, и зарубежными технологиями. У нас в России пока нет науки «туристика», которая активно и плодотворно развивается за рубежом. Идеальными результатами проекта могут быть не только проекты, готовые к реализации на территории области, а также тиражируемые за ее пределами, но и подготовка программы Ph.D по направлению «География туризма».

Фото: Милан Радованович 

–  Что по проекту сделано сегодня?

–  Коллеги предложили нам методику исследования территорий по анализу фокус-групп приезжающих на территории туристов. В общих чертах цель анкетирования – выяснить, как работа национального парка влияет на население, и как население влияет на работу национального парка. Эти два аспекта взаимосвязаны между собой, но по итогам анализа собранного материала планируется подготовка исследовательских работ разной тематики.

Мы провели анкетирование в национальных парках – Таганай и Зюраткуль. В национальном парке Таганай нами собрано 305 анкет. Мы уточняем, какими средствами размещения и услугами администрации национальных парков пользуются туристы.

Данные анкет собираются вручную, а затем вводятся в компьютер.

Далее мы планируем работать с населением близлежащих территорий, находящихся в приграничной зоне нацпарков. На территории национального парка Таганай это поселок Магнитный, поселок Пушкинский и город Златоуст. Это три территории, которые оказывают активное влияние на развитие Таганая, и на которые влияет сам Таганай (его природная туристская составляющая). Национальный парк нам постоянно помогает. Они постоянно с нами в контакте. Они предлагают нам свои варианты анкетирования. Магистранты лично опрашивают и туристов, и население городов и поселков, граничащих с национальными парками.

Когда мы только начинали работу с туристами, у нас было только четыре анкеты, люди не очень охотно шли на контакт, у нас набиралось не более четырех анкет в день. Но аппетит приходит во время еды, а опыт – во время практической работы.

Замечательно то, что с нами активно идет на сотрудничество администрация национального парка «Таганай». Они сами – инициаторы сотрудничества и активно предлагают свою помощь: и в доставке ребят до места анкетирования, и в составлении анкет.

По завершении анкетирования в национальном парке Таганай мы побеседовали с магистрантом Денисом Манакиным.

По словам Дениса, анкетирование проходило достаточно непросто, так как препятствием были погодные условия.

«Мы проводили опрос в посёлке Магнитный. Получилось опросить около 80 человек, так как в тот день была очень плохая погода, много снега и сильный ветер. В настоящее время мы занимаемся обработкой данных». –  рассказал Денис, – «О существовании нацпарка знают все, но местные жители не посещают его, могут только родственников отвести или гостей. Большая часть местных жителей не знает всех достопримечательностей парка».

После завершения анкетирования магистранты сами обрабатывают анкеты, занося информацию в компьютер, тестируют их и заводят в web-формы. Администрация национального парка «Таганай» выступила с предложением о том, что, для понимания ситуации, им нужно 100 ответов от жителей поселка Магнитный, 300 анкет – от жителей поселка Пушкинский и 300 анкет – на территории самого нацпарка. Это огромное количество людей, и не все согласятся быть проанкетированными. Нашим магистрантам предстоит большая работа.

Также будет продолжена работа с анкетами в национальном парке «Зюраткуль» и на Аркаиме. Аркаим – самая отдаленная, особо охраняемая природная территория. Мы первый раз выезжаем туда с нашими коллегами из Сербии, для того, чтобы понимать размеры и объемы изучаемого материала. На Аркаиме населенные пункты находятся дальше, чем на Таганае и Зюраткуле. Там все масштабнее по расстоянию и сложнее по организации.

Но важно то, что мы уже нашли контакт с администрацией музея-заповедника «Аркаим». Директор «Челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим» Екатерина Ивановна Сластухина очень поддерживает все наши исследования и инициативы. Часть данных уже получена, и теперь нам предстоит техническая обработка. Данные анкетирования мы планируем использовать при анализе материала и подготовке статей об оценке туристического потенциала региона. Это все должно быть документально зафиксировано.

Фото: визит в национальный парк Фото: Марко Петрович читает лекцию студентам ИСТиС ЮУрГУ

 

– Какова методика расчетов и обработки анкет?

–  По вопросам методики расчетов и обработки анкет мы работаем со старшим научным сотрудником Географического института Jovan Cvijic Сербской академии наук и искусств Йована Бранков. Она оказывает нам методологическую помощь по зарубежным методикам оценки данных анкет.

Еще один научный сотрудник нашей кафедры – Милица Пецель. С первого ноября 2018 года она дистанционно читает нашим магистрантам лекции по современным зарубежным научным методикам изучения туризма. Специально для этих целей мы оборудовали аудиторию веб-камерами. Также здесь постоянно будет работать веб-камера, для того, чтобы связываться с нашими иностранными коллегами в режиме онлайн. От нашей кафедры эту работу возглавляет доцент, кандидат педагогических наук Юлия Алексеевна Сыромятникова.

Еще одно ключевое направление, которым занимается наша кафедра, – рекреационный туризм. На кафедре его курирует кандидат педагогических наук, доцент Ирина Александровна Фрейнкина. Иностранный куратор этого направления – еще один старший научный сотрудник – Александра Вуйко. С ней мы совместно разработали анкету по рекреации и спортивному туризму на особо охраняемых территориях Южного Урала. Это будущее направление развития рекреационного спортивно-оздоровительного туризма на территориях наших природных зон. Анкета уже составлена, и в форме интернет-тестирования опрошено уже более 130 человек.

– Какова роль языковой подготовки в проекте?

–  Наши коллеги из Сербии проводят лекции дистанционно, на английском языке. И тут нам очень помогают наши коллеги с кафедры иностранных языков. Если кому-то из студентов непонятна тематика или какие-либо моменты в лекции, они приходят на помощь и переводят профессиональные, сложные в технологическом плане понятия. С кафедрой иностранных языков мы сами нашли друг друга. Есть вещи профессиональные, сложные в технологическом плане не только для студентов, но и для преподавателей. И тут наши коллеги с кафедры иностранных языков нам очень помогают. Большое им спасибо!

– Каковы дальнейшие планы по проекту? Что планируется сделать в ближайшее время?

По результатам анализа анкет по особо охраняемым природным территориям мы будем готовить публикации, индексируемые в Scopus и WoS. Далее мы планируем провести оценку рекреационного потенциала особо охраняемых территорий.

В планах на следующий год также – разработка направления «Спелеотуризм» как одного из актуальных для нашего региона направлений туризма (познавательный туризм по нашим пещерам, например, по Серпиевскому пещерному граду). Мы подготовили анкету, которая будет размещена на сайте ОГБУК «Центр развития туризма Челябинской области». Будет запущено электронное тестирование, на основании которого мы подготовим интернет-исследование по туризму на особо охраняемых природных территориях именно в части спелеоресурсов региона. 

  • ООПТ – особо охраняемые природные территории.
Юлия Руднева, фото:личный архив героев публикации, photo-and-travels.ru
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.