В Институте социально-гуманитарных наук работают потряающие люди, способные открыть окружающим мир волшебства и тайн. Накануне самого мистического праздника – Хэллоуина – научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии стрессоустойчивости и креативности Евгений Колтунов поделился своими знаниями о мире русской сказки и символике его героев.
– О чем рассказывают нам русские народные сказки? Чему они учат?
– Русские народные сказки являются наследием нашей богатой истории и, как следствие, достаточно разнообразны по своему содержанию. Здесь вам и жизнь зверья лесного, и подвиги богатырские, и быт стариковский, и сказы о приключениях многочисленных Иванов, будь они царевичами или дураками. Издревле сказки существовали, в первую очередь, для того, чтобы предостеречь от чего-то или попытаться объяснить какой-то феномен. Если попробовать охарактеризовать темы, наиболее часто встречающиеся в нашем фольклоре, на ум приходит несколько моментов.
Во-первых, это смекалка. Героям наших сказок свойственно полагаться на хитрость, чтобы избежать неприятности или достигнуть желаемого. Вспомним Колобка, благополучно ушедшего «и от зайца, и от волка». Это учит находчивости и самого читателя. Но, в то же время, с одной находчивостью далеко не уедешь. Всегда найдется кто-то хитрее, как узнал на своем горьком опыте Колобок. Поэтому другая важная тема в наших сказках – торжество справедливости. В большинстве из них Добру свойственно наказывать Зло, а за все хорошие и плохие поступки воздается по заслугам. Возвращаясь к Колобку, печальный финал сказки можно назвать закономерным исходом после того, как главный герой сбежал от старика и старухи. Даже сверхъестественные силы в русских народных сказках редко бывают однозначно плохими или хорошими; они воплощают потустороннее вмешательство в быт героев, которое может быть как положительным, так и отрицательным, как наказывать, так и вознаграждать. На мой взгляд, эти аспекты достаточно удачно дополняют друг друга.
– С точки зрения психологии, есть ли какие-либо теории сказок?
– Безусловно есть. Феномен сказок занимал умы многих психологов. Так, Зигмунд Фрейд считал, что сказки содержат в себе символы, отражающие внутренние конфликты, тревоги, желания и патологии, скрытые в подсознательном человека. С другой стороны, его ученик, Карл Юнг, выдвинул существование коллективного бессознательного и утверждал, что язык мифов и сказок состоит из архетипов – вечных символов, заключенных в этом бессознательном. С его точки зрения, архетипы были универсальными символами, способствующими трансформации и развитию. Именно юнгианский подход оказал значительное влияние на современные представления о сказках, их анализе, а также на методы сказкотерапии. Советский филолог-фольклорист Вячеслав Пропп в своей работе «Морфология волшебной сказки» описал базовую метасхему волшебной сказки, ставшую прорывом в исследованиях фольклорных текстов. Он выделил повторяющиеся во всех сказках постоянные элементы — функции действующего лица (всего их 31), положив начало структурно-типологическому изучению сюжета, нарратива.
– А что такое сказкотерапия? Кому она нужна?
– Речь идет об использовании сказки как метода терапевтической помощи. Для этого могут использоваться как уже существующие сказки, так и предлагаться клиенту написать собственную. Эти сказки затем разбираются, анализируется их структура и сюжет. И хотя может показаться, что подобный метод может работать только для детей, в действительности же его применяют и для взрослых. В случае детей сказки увлекают ребенка своим сюжетом, он ассоциирует себя с персонажами, расслабляется, открывается получаемому опыту. В большей степени здесь работает бессознательное, нежели логическое мышление. Это позволяет с большей легкостью донести до ребенка какие-то важные темы, нормы и правила общества, помогает стимулировать его творческие и креативные способности.
В отношении взрослых базовый принцип работает схоже: зачастую и взрослому человеку куда легче принять или проанализировать информацию, переданную в форме изящных образов и метафор, нежели сухих данных.
– Вы говорили о коллективном бессознательном и об архетипах как символах, способствующих трансформации и развитию. То есть, наши сказки наполнены образами, которые мы все бессознательно воспринимаем?
Верно. Так, в образе Ивана-дурака заключен элемент архетипа Трикстера – шута, нарушающего установленные правила, «играющего в собственную игру». В образе Бабы-Яги содержится архетип Матери-земли, магический авторитет женского, древняя мудрость, таинство. Эти базовые структуры воспринимаются нами неосознанно, через представляемые в произведениях мотивы и идеи.
– Каковы основные герои русских народных сказок? Что символизируют их образы?
Не думаю, что тут стоит употреблять термин «основные». Все-таки, мы говорим не о едином произведении, а бессчетном количестве народных историй. Если говорить о самых узнаваемых и распространенных, в первую очередь, вспомнятся все те же Иван-дурак, Кощей Бессмертный, Баба-Яга…
Среди перечисленных Иван-Дурак, пожалуй, является наиболее классическим воплощением героя русской народной сказки. Чаще всего он не богат и не силен, символизирует собой смекалку и нестандартный подход к задачам. Именно находчивость в сочетании с поддержкой благоволящих сверхъестественных сил помогают ему достичь успеха и заполучить свои «полцарства».
Кощей Бессмертный, в свою очередь, один из самых узнаваемых антагонистов, зачастую являющийся финальным препятствием на пути героя. Могущественный колдун и царь потустороннего тридесятого царства, чья гибель заключена в яйце, символе возрождения. Он воплощает в себе как смерть, так и вечность, являясь незыблемой первобытной силой, с которой герою суждено столкнуться.
С другой стороны, Баба-Яга символизирует более нейтральные природные и сверхъестественные силы. В зависимости от ситуации, она может выступать как угрозой, быть антагонистом, так и помочь, стать ценным советчиком и наставником. Независимо от избранной роли, именно она чаще всего становится своеобразным проводником героя в сказочный мир.
– Бытует мнение, что персонажи русских народных сказок иногда очень зловещие, такие сказки страшно читать детям. Так ли это? Первая мысль – Баба-Яга. Она часто хочет кого-нибудь убить или зажарить.
– Мы уже не раз затрагивали обаятельную старушку в нашей дискуссии и понимаем, что чаще всего она олицетворяет собой некую таинственную силу, мудрость, с которой герою приходится столкнуться. И, как и любая таинственная сила, она может быть опасна, причинить вред. Но может и принести пользу. Главное, найти к ней правильный подход. Что, как правило, и делают герои сказок. Это то, что до читателя пытается донести история. И для этого просто необходима правильная расстановка акцентов, ребенок должен увидеть, что герой столкнулся с опасностью и справился. Может ли ребенок сфокусировать все свое внимание именно на «жутком моменте» и испугаться, упустив все послание? Возможно. Но в подобной ситуации родителям просто нужно помочь ребенку правильно понять сказку, «расставить акценты».
– Можно ли предсказать некоторые черты личности человека по тому, какие сказки ему нравятся в детском возрасте? Как сказки воздействуют на «жизненный сценарий» личности?
– Как уже было сказано, дети увлекаются сюжетами сказок, ассоциируют себя с персонажами. Слушая различные сказки, ребенок выбирает из этих историй те, которые вызывают у него сильные эмоции, предлагают наиболее подходящие ему идеи или решения, либо соответствуют уже принятым. Подобные сказки становятся матрицей для его жизненного сценария. Интересный момент. Повзрослев, люди часто не могут легко ответить на вопрос «Какая сказка была у вас любимой?». Отчасти здесь срабатывает механизм психологической защиты, мешающий распознать свой собственный сценарий. Ознакомившись с предпочтениями человека в отношении сказок и конкретных героев, можно составлять определенные предположения о его личности, в этом нет ничего удивительного, ведь мы есть сумма того, что составляет нашу жизнь, а ее начало составляют сказки.
– Есть ли сказки, которые полезно читать взрослым?
– Есть. Иначе сказкотерапия не работала бы. Однако, пытаться дать какой-то строгий список рекомендаций, как бывает в случае с другими литературными произведениями, в данной ситуации будет не совсем верно. Большинство сказок знакомы человеку с детства хотя бы в общих чертах, так уж устроено народное творчество. Вместо того, чтобы следовать чужому списку рекомендаций, можно попробовать заглянуть в собственное детство, открыв сказки, которые вызовут наиболее яркие ассоциации. Вполне может быть, узнаете о себе что-то новое.
Ну а если отойти от сказок народных, есть одна книга замечательного писателя Григория Остера «Сказка с подробностями». Вот ее я точно рекомендую прочитать хотя бы один раз, независимо от возраста. Страшного и зловещего не обещаю, но забавных моментов вы там найдете предостаточно.