27 сентября во всем мире отмечают День туризма. Это праздник каждого, кто хоть раз ощутил себя путешественником, выбравшись из каждодневной будничной суеты на берег речки, в лес, в горы. И, конечно же, это праздник тех, кто непосредственно занят в сфере туристического бизнеса: сотрудников туристических компаний, музейных работников, руководителей и персонала гостиничных комплексов — всех, кто профессионально обеспечивает комфортный и безопасный отдых. Сотрудники и выпускники кафедры «Туризм и социально-культурный сервис» ЮУрГУ рассказали о специфике работы в туристической сфере, своих студентах, а также перспективах этого направления.
– Что важнее всего знать и уметь специалисту, работающему в сфере туризма? Какой он? Какова его роль?
Татьяна Третьякова, д. п. н., профессор, заведующая кафедрой туризма и социально-культурного сервиса: В первую очередь, работник туриндустрии должен знать иностранный язык, географию и туристские ресурсы. Также он должен владеть русским языком, чтобы правильно говорить и писать. Еще необходимы основы экономики, чтобы уметь рассчитать рентабельность и цену турпродукта. Кроме этого, он должен быть коммуникабельным, увлеченным и умеющим увлекать, творчески и нестандартно мыслящим. Туризм – это вечное движение. Рынок туризма настолько мобилен, что требует постоянной работы над собой и клиентской базой. Так что получив однажды академические знания, нельзя ими пользоваться всю жизнь.
Дарья Ерхова, зам. генерального директора турфирмы «Спутник», доцент кафедры: Для меня специалист по туризму, прежде всего, личность с активной жизненной позицией, любопытный, открытый и очень мобильный человек. Это человек, работающий для людей и с людьми, а значит, он должен обладать гибкостью, умением принимать людей такими, какие они есть, а самое главное – суметь понять человека и стать его помощником в организации путешествия. Туризм – это работа с большим объемом изменяющейся информации, поэтому хороший специалист по туризму – это аналитик, который постоянно погружен в информационное поле туризма, принимает решения и правильно выстраивает стратегию продаж и развитие туристического продукта.
– Что привело вас на кафедру? Почему вы решили связать жизнь с туризмом?
Татьяна Третьякова: Наверное, правильнее будет задать вопрос – как появился туризм в ЮУрГУ. В 1994 году, когда у нас возникла идея открытия новой профессиональной подготовки в университете, ректоратом во главе с Германом Платоновичем Вяткиным было принято решение о создании факультета сервиса и легкой промышленности, в структуре которого было несколько новых для ЮУрГУ направлений профессиональной подготовки – сервис бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, легкая промышленность, домоведение, туризм, менеджмент и бухгалтерский учет. Но идея туризма, как направления профессиональной подготовки в ЮУрГУ, принадлежит именно Герману Платоновичу. Затем, спустя годы, мы вошли в десятку лучших учебных заведений по подготовке специалистов туриндустрии, разрабатывали образовательные программы и делились опытом организации учебного процесса с учебными заведениями России. Благодаря нашим «брендовым» мероприятиям – Всероссийским студенческим олимпиадам и «Карнавалам мира» нас теперь уже узнают работники и специалисты туриндустрии других регионов России.
Юлия Сыромятникова, к. п. н., доцент, выпускница факультета сервиса и легкой промышленности ЮУрГУ: Я поступила на кафедру в 1996 году, сначала закончила специалитет, потом поступила в аспирантуру. Говоря словами знаменитой писательницы Элизабет Гилберт: «Путешествия были, есть и остаются моей великой и настоящей любовью». Потому что, путешествуя и познавая культуру других стран, мы раскрываем и открываем не только мир вокруг, но и самого себя. Каждый раз, отправляясь в путь, человеку предоставляется возможность ощутить вкус дальних странствий и новых впечатлений, вкус приключений и открытий, вкус, который можно только пережить и почувствовать, находясь далеко от дома. Это позволяет ощутить красоту мира и человеческой жизни, которая не видна в повседневности.
Ирина Фрейнкина, к. п. н., доцент, выпускница факультета сервиса и легкой промышленности ЮУрГУ: Желание остаться в университете появилось спонтанно, на последнем курсе университета. Обучаясь по другой специальности с интересом наблюдала за процессом обучения по специальности «Туризм». В нем меня привлекала возможность разностороннего изучения мира и встреча с неординарными людьми. Вовремя появившаяся вакантная ставка на кафедре туризма и желание быть частью Южно-Уральского государственного университета дали возможность начать трудовой путь преподавателя. Университет все это время давал много возможностей для реализации себя, творческих сил. Кафедра туризма, благодаря своему лидеру и коллективу, позволила стать увереннее, приобрести разносторонний опыт, получить ученую степень. Работая на кафедре туризма, чувствуешь себя молодым, так как находишься все время на молодежной волне.
Андрей Дерябин, к.э.н., доцент кафедры, экономист профильного предприятия: Меня привели на кафедру профессиональные интересы, связанные с организацией курортного дела. Работая на практике, требовалось теоретическое осмысление и обобщение процессов, протекающих в реальной экономике отрасли, чему посвящена моя кандидатская диссертация.
Марина Малыженко, старший преподаватель кафедры: Приступая к работе на кафедре, я в первую очередь думала о том, что туризм и путешествия способствуют общению между людьми, стимулирует взаимопонимание между народами и их культурами, а также несет в себе образовательный элемент. Туризм также помогает понять ценность природных и культурных объектов, следовательно, вызывает чувство гордости за своё наследие и желание его сохранить.
– Чему учатся студенты на вашей кафедре? Где они проходят практику и получают практические навыки?
Татьяна Третьякова: К сожалению, мы не можем строить образовательный процесс, опираясь только на запросы рынка труда, поскольку он очень разнообразен и каждое предприятие имеет свои особенности. Но академическое туристское образование у нас соответствует российским образовательным стандартам. Это значит, что гуманитарный блок профессиональной подготовки позволяет сформировать общекультурные компетенции, общепрофессиональный блок направлен на формирование компетенций в сфере обслуживания, а профессиональный блок образовательной программы формирует практико-ориентированную компетентность будущего работника туриндустрии. Решая эти задачи, к учебному процессу мы привлекаем специалистов отрасли в качестве лекторов, организаторов практических занятий, базовых предприятий практики, зарекомендовавших себя на региональном, российском и международном уровне.
Оксана Котлярова, к.п.н., доцент кафедры: Область профессиональной деятельности студентов кафедры туризма и социально-культурного сервиса включает разработку и реализацию туристского продукта, обладающего качествами, удовлетворяющими требования потребителей, а также организацию комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии. Студенты учатся разрабатывать и реализовывать туристский продукт, проектировать программы туров, турпакетов, экскурсионных программ и других продуктов туристской деятельности, распределять функции и организовывать работы исполнителей в организациях и предприятиях туристской индустрии, рассчитывать и оценивать затраты по организации туристской деятельности на предприятии и многое другое.
Наши студенты проходят практику в туристических фирмах и агентствах региона (ООО «Авентура», ООО «БасСервисТур», ООО «Едем» и др.,), гостиницах и гостиничных комплексах региона (отели «Видгоф», «Березка», «Меридиан»), ресторанах («Пенка», «Уральские пельмени» и др.), культурно-досуговых центрах (ТРК «Мегаполис») и санаторно-курортных комплексах (ООО «Курорт Кисегач»). Кроме этого, студенты кафедры туризма и СКС востребованы в крупнейших гостиничных комплексах южного побережья Крыма и на организации круизных маршрутов по Волге. Обучающиеся по направлениям «Туризм» и «Гостиничное дело», проходят летнюю стажировку более 6 лет в Турции, Греции и других странах.
– Какие инновации существуют в сфере туризма? Как изменилась сфера за последние годы?
Татьяна Третьякова: В последние годы в связи с изменением геополитической обстановки и государственной политики в сфере туризма большое внимание уделяется вопросам развития внутреннего и регионального туризма, что способствует созданию новых туристско-рекреационных зон и кластеров во всех регионах России. А это значит, что для их реализации создаются новые рабочие места, изменяется отношение к региональному и внутреннему туризму, возрастают требования к квалификационной составляющей работников отрасли. И меня радует то, что студенты, которые оканчивают наш университет, востребованы и нашли своё место в индустрии туризма.
– Насколько перспективно и востребовано сейчас это направление?
Татьяна Третьякова: В свете последних тенденций отрасли нужны специалисты, знающие нормативно-правовую базу, способные анализировать и оценивать современные тенденции развития туризма и ориентироваться на изменения туристского рынка региона, России и зарубежья, способные создавать эффективные туристские продукты, способные к иноязычной коммуникации. И ещё: всё зависит от нас самих – какой мир вокруг себя мы создадим, таким он и будет, какую цель поставим, и если будем к ней настойчиво идти – то добьёмся своего.
Татьяна Бай, к. п. н., доцент кафедры: В последнее в Российской Федерации все большее внимание уделяется внутреннему и въездному туризму. Это направление перспективно и стоит на особом контроле у Президента В.В. Путина и Губернатора Челябинской области Б.А. Дубровского. Уже сейчас в области функционируют более 500 туристских фирм, ежегодно запускаются в эксплуатацию новые объекты, разрабатываются новые туристские маршруты. В проекте создание в области 6 туристских кластеров, которые, как следствие, будут способствовать развитию туристской инфраструктуры и созданию новых рабочих мест.