Сегодня перед абитуриентами стоит выбор: кем быть? Куда пойти учиться? Наверное, это те вопросы, ответы на которые оказывают решающее влияние на всю последующую жизнь. На рынке труда очень востребованы специалисты в сфере коммуникаций. Именно поэтому мы расскажем о профессии, которая предполагает работу в этой сфере. Профессия PR-специалиста многофункциональна, в ближайшем будущем эта тенденция усилится. На тему того, что собой представляет работа PR-специалиста, мы побеседовали с выпускницей ЮУрГУ Ксенией Сахарук, руководителем Аналитического центра «Инграфикон», г. Екатеринбург.
Резюме:
Опыт работы в сферах PR, рекламы и маркетинга – более 10 лет. Лауреат Уральской премии за достижения в сфере связей с общественностью «Белое крыло». С 2015 года возглавляет Аналитический центр «Инграфикон», который предоставляет широкий спектр услуг в области digital-маркетинга для девелоперов.
Ранее - директор по рекламе и связям с общественностью Weda Fashion Group, руководитель отдела маркетинга и рекламы Центра Международной Торговли Екатеринбург, руководитель отдела по связям с общественностью компании «Атомстройкомплекс», пресс-секретарь ОАО «Челябинское авиапредприятие».
– Как долго Вы работаете в сфере коммуникаций?
– Если брать формальный профессиональный стаж – более 10 лет. Первая работа была связана с основной специальностью, ну а дальше - рынок труда стал стремительно трансформироваться. Как и всем, пришлось учиться новому, совмещая в работе практики смежных сфер – маркетинга, рекламы, журналистики. В итоге все это привело меня к работе, которая связана с продажами и управлением коммерческими процессами.
– Почему вы выбрали специальность «Связи с общественностью»?
– Мне всегда хотелось поступить на «журфак». Когда пришло время поступать в университет, ЮУрГУ открыл набор на новую спциальность – «Связи с общественностью». «Связи с общественностью» - были новой, интересной возможностью, в которой журналистика сочеталась с современными бизнес-процессами и западной практикой. Ирония заключается в том, что, за время нашей учебы, специальность с социально-гуманитарного факультета была переведена на факультет журналистики, и в моем красном дипломе написано «факультет журналистики».
– Что больше всего вас привлекает в профессии PR-специалиста?
– Ее невероятная гибкость и умение адаптироваться ко всему новому, что приходит в социальную и деловую сферу. Герман Греф недавно на встрече в Екатеринбурге, сказал:
«2015 год был тем временем, когда произошел качественный переход из информационной эпохи в цифровую, когда цифровые технологии перешли в промышленную эксплуатацию, они стали доступны каждой компании».
Иными словами, простая и быстрая передача колоссальных объемов данных во всех видах – стала нашей реальностью, в нее легко и мощно вошло Интернет-вещание, социальные сети, коммуникаторы и мессенджеры. Не удивительно, что профессия PR-специалиста максимально быстро впитав все технологические тренды, вылилась в целый ряд смежных специальностей, которые, тем не менее, обладают общей базой знаний и навыков. SMM – менеджмент, контент-менеджмент, Digital-маркетинг, Еmail –маркетинг, SEO – продвижение и еще множество вариантов, лежащих на стыке PR, журналистики и маркетинга.
– Сложная ли это профессия? Достаточно ли вам тех знаний, которые были получены в университете?
– Университетское образование, в любой сфере, это всего лишь некая система, скелет, на который позже Вы начинаете наращивать новые навыки, знания, отрабатывать практики, развивать собственные профессиональные умения. В alma mater Вам никто не даст готового руководства на любой случай, но будет довольно мощное понимание принципов, законов и базовых вещей в Вашей будущей работе. Связи с общественностью, журналистика, реклама, маркетинг - на самом деле– единое коммуникационное поле. И если Вы планируете стать на нем эффективным игроком, для начала придется выбрать что-то одно, некую «точку входа», а дальше – все зависит от желания, трудолюбия и амбиций. Огромную благодарность, пользуясь, случаем, хочется сказать Елене Владимировне Пономаревой. Мало кто мог предположить, во время нашего обучения, что «История мировой литературы и искусства» будет именно тем предметом, к которому часто придется обращаться на практике. К счастью, западная и российская культура за последние несколько лет стала светским трендом, так что, господа будущие студенты, читайте классику, готовьтесь создавать концептуальные арт-тусовки, и храните конспекты по ИМЛИ, в них есть именно та система, которая вам поможет во всем многообразии культурных явлений разобраться.
– Какими качествами должен обладать человек, который выбирает такую профессию?
– Основных три. Умение все время учиться, причем делать это самостоятельно, личное обаяние, что в прочем можно развить в каждом, и невероятная стрессоустойчивость. Если ты работаешь на производстве, ты знаешь, что ваши агрегаты за «Х» часов произведут «Y» действий, и получится вычисляемый результат. Если Вы работаете с коммуникациями, то результат здесь сложно предсказуем. Нужно учиться реагировать на все спокойно, и всегда иметь план А, план В и план С.
– Есть ли что-то, о чем Вы бы хотели предупредить людей, которые выбирают эту специальность?
– Будьте открытыми и будьте гибкими. Не «застревайте» профессионально в одних и тех же механиках, практиках, двигайтесь к новому опыту. Сфера PR – это сумасшедшая динамика, актуальный ответ на любые изменения в жизни социума, а как мы видим, стремительное развитие IT –технологий каждый день ускоряет эти изменения.
– Расскажите о самом интересном пиар-проекте, в котором вы участвовали?
– У меня не было не интересных проектов, но я могу рассказать о самом эмоциональном опыте. Во время работы в «Челябинском авиапредприятии» мы с коллегами готовили целый комплекс мероприятий, посвященных 90-летию гражданской авиации. Разумеется, чтобы найти достойные концептуальные решения пришлось собирать мощный «бэкграунд». Огромное количество материалов пришлось изучить, архивы, встречи с ветеранами отрасли, личные истории и истории профессиональных коллективов, фото-хроника... целый пласт человеческих судеб, которые были связаны с небом, не только с гражданским и мирным, но и с военным. Меня это сильно увлекло, отчасти потому, что история моей семьи тоже связана с авиацией. И эта работа была потрясающей, прежде всего, благодаря коллегам-сотрудникам аэропорта, невероятно преданным своей профессии людям. В архивах аэропорта, кстати, огромное количество интересных материалов, их хватит на книгу, вот только, к сожалению, все меньше остается участников событий тех лет, которые могли бы такую книгу сделать по-настоящему живой, наполнить ее своими рассказами.
– Что бы Вы пожелали будущим пиар-специалистам в преддверии их професионального праздника?
– Интересных проектов, новых сфер для самореализации, целеустремленности и веры в собственные возможности, поскольку «Иные рождаются великими, другие достигают величия, а третьи нанимают специалистов по связям с общественностью» (Дэниэл Бурстин, американский историк).