Жизнь современного человека тесно связана с транспортом и автомобилями. Но кроме неоспоримого удобства эксплуатация современного автотранспорта, конечно, ведет за собой немало вопросов и проблем. Каждый автолюбитель знает, насколько важна для увеличения срока службы техники своевременная замена масла, при этом оно должно быть хорошего качества.
Доцент кафедры «Автомобильный транспорт и сервис автомобилей» Политехнического института ЮУрГУ Игорь Леванов, кандидат технических наук, проводит свои исследования с целью улучшения качества отечественных смазочных материалов. Его работа «Исследование присадок для улучшения противоизносных и противозадирных свойств трансмиссионных масел» стала одним из победителей конкурса «Поддержка молодой науки», проведенного в Южно-Уральском государственном университете в рамках Проекта 5-100.
«Сегодня отечественные смазочные материалы существенно уступают в качестве зарубежным аналогам. Но стратегия импортозамещения в нашей стране натолкнула нас на мысль, что мы можем создать собственный продукт, который сможет конкурировать с дорогостоящими маслами и смазками зарубежного производства», - рассказывает Игорь Леванов.
Для исследования процессов трения, смазочных и конструкционных материалов в Южно-Уральском государственном университете функционирует лаборатория «Триботехника», где и проводит свои опыты Игорь Леванов. Наука трибология исследует непосредственно процессы трения, изнашивания и смазки, а триботехника – применение полученных знаний в узлах механизмов. Лаборатория триботехники ЮУрГУ укомплектована современным оборудованием, позволяющим выполнять исследования в области трибологии и триботехники, соответствующие мировому уровню в данной области.
К Игорю Леванову обращаются и крупные промышленные предприятия Челябинска и Челябинской области, если им надо протестировать смазочный материал, так как лаборатория трибологии ЮУрГУ является подразделением Уральского отделения Академии Наук Российской Федерации. Обращаются предприятия, которым надо сделать сравнительную оценку смазочных материалов, когда надо их выбрать у разных поставщиков. Например, недавно завод ЧТПЗ прислал в лабораторию 6 образцов масел. Для них была сделана экспертная оценка по соответствию необходимым требованиям.
«В последние годы в автомобильных магазинах появились специальные добавки для моторных масел — продавцы обещают, что они оказывают чудодейственный эффект и помогают значительно улучшить характеристики двигателя. В нашу лабораторию часто обращаются простые покупатели, чтобы проверить действенность той или иной присадки. Но наши независимые исследования показывают, что большинство этих составов оказываются бесполезными», - объясняет доцент ЮУрГУ.
Присадка (добавка) — это препарат, который добавляется к топливу, смазочным материалам и другим веществам в небольших количествах для улучшения их эксплуатационных свойств.
«Я всегда скептически относился к тому, чтобы использовать какие-то добавки в моторное масло, которое уже в принципе весь пакет необходимых присадок содержит, пока мы не столкнулись с препаратом, который оказался действительно эффективным. Это был геомодификатор трения – природный минерал, который добывают и размалывают. При добавлении в смазочный материал этот геомодификатор при работе в узле трения образует на поверхности трения защитную пленку, которая защищает от износа. Мы начали его добавлять везде: в пластичную смазку, в трансмиссионное масло. И родилась такая мысль: а почему бы нам не сделать свой триботехнический состав, который можно было бы вывести на рынок», - говорит Игорь Леванов.
Принципиальным отличием геомодификаторов трения от остальных антифрикционных, противоизносных препаратов является способность создавать новые структуры поверхности трения на основе металлических кристаллических решеток непосредственно в процессе штатной эксплуатации узлов трения. Ученые Южно-Уральского государственного университета проводят многочисленные эксперименты с целью получения необходимого результата.
«Мы взаимодействуем с сотрудниками Химического факультета ЮУрГУ, которые помогают нам разрабатывать различные присадки. В нашей лаборатории триботехники мы проводим испытания этих составов. Также мы работаем в кооперации с разными институтами, например, в прошлом году совместно с Южным Федеральным университетом испытывали новые присадки для двигателя и трансмиссии автомобиля», - рассказывает молодой ученый.
Игорь Леванов постоянно следит за разработками российских и зарубежных коллег, которые занимаются триботехникой. Он проходил профессиональную стажировку в лаборатории трибологии Техниона – Израильского технологического института. Этот университет в городе Хайфа один из старейших и знаменитейших вузов Израиля. В ходе поездки у ученых была отличная возможность обменяться опытом и получить информацию по изучаемой теме от зарубежных коллег.
«В мае сотрудники нашей кафедры «Автомобильный транспорт» были на международной конференции по трибологии в Сербии «SERBIATRIB’17» в городе Крагуевац, где я докладывал о первых результатах наших исследований, - продолжает Игорь Геннадьевич. – Материалы конференции в виде статьи готовятся к печати в высокорейтинговый журнал «Tribology in Industry». Этот журнал индексируется в Scopus».
В амбициозных планах Игоря Леванова создать собственный успешный продукт и вывести его на отечественный рынок. Кроме того, он мечтает о том, что результаты его исследований будут напечатаны в крупнейшем международном журнале по трибологии «Tribology International».