Ежегодно в мире отмечают «День промышленного дизайна». Этот праздник выпал на 29 июня, причем совсем не случайно. В этот день в 2007 году было создано международное объединение индустриальных художников-дизайнеров Icsid.
Сталкиваясь с промышленным дизайном каждый день, мы не замечаем, насколько большую роль он играет в нашей жизни. Начиная от удобств и заканчивая эстетикой, дизайн в промышленности является одним из основополагающих факторов и выполняет важнейшую функцию.
В преддверии этого праздника мы пообщались с Сергеем Благих, ведущим инженером Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ, и узнали много интересного о промышленном дизайне и о сферах его использования.
– Сергей Владимирович, расскажите, что такое промышленный дизайн? Приведите пример.
– Промышленный дизайн – это совмещение технических, эстетических и психологических аспектов. У него есть несколько функций: эстетические и организующие. Сочетание этих свойств и есть дизайн. Его назначение в том чтобы нам было удобно жить и работать в этом мире.
Дизайн – это проектирование, поэтому если человек создает что-то новое, то он занимается дизайном. Вот, например, мы сейчас готовимся к выставке «Иннопром». Разработали дизайн-проект интерьера трамвая модульной конструкцией. Мы составляли каркас вагона из отдельных «кубиков», чтобы была возможность создать вагон односекционный, двухсекционный и так до 7-9 секций. Согласитесь, в нашем городе для разгрузки дорог необходим трамвай, но не тот, который сейчас есть, а современный. И вот этот современный трамвай без промышленного дизайна создать невозможно.
– Расскажите подробнее о тонкостях промышленного дизайна на примере трамвая.
– В мегаполисах будет развиваться электротранспорт. Каким он должен быть? Промышленный дизайн отвечает на этот вопрос.
Мы разрабатывали проекты дизайна экстерьера – это внешний вид, и интерьера – это внутренний вид. Вообще в каждом городе транспорту присущ свой внешний вид, в каждом – он должен быть индивидуален. Например, в городе со старинной застройкой трамвай должен быть несколько старомодным. Сейчас по современному Челябинску ездят трамваи шестидесятых годов, а на дворе скоро 2018 год. Поэтому, задача дизайнера – найти и создать тот облик трамвая, который бы идеально вписывался в современную окружающую среду.
Наш студент, Андрей Филатов, на днях защитил свою квалификационную работу на тему «Дизайн-проект интерьера трамвайного вагона». Он предложил разделить интерьер салона на 2 зоны: зона долгосрочной поездки, где человек едет в мягком удобном кресле, и зона краткосрочной поездки, где человек зашел в трамвай, сел и вышел через пару остановок. Это как раз таки организующая функция промышленного дизайна. Она заключается в удобстве использования объекта человеком. Проект по моему получился удачным, он заслуженно получил отличную оценку.
– Как промышленный дизайн менялся со временем?
– Транспорт – самый наглядный пример промышленного дизайна. Легендарный автомобиль «Победа» – это шедевр отечественного промышленного дизайна. Он был одним из самых первых автомобилей с цельнообъемным кузовом. Его пропорции сейчас можно угадать во всех современных автомобилях. А ведь проектировался он в 1944 году во время войны. А дизайнеры, которых тогда называли конструкторами уже заглядывали в послевоенное будущее. Поэтому он стал «новым словом» в автомобилестроении в мировом масштабе.
Военная техника – это пример функционального дизайна. Всегда было так: главное – стреляет, а удобно или неудобно солдату будет – это последний вопрос. Сейчас же промышленный дизайн пришел и в сферу военной техники.
– Вы сказали, что будете участвовать в выставке «Иннопром». Какие промышленные разработки вы представите?
– Мы представим гипоидные мосты для грузовых автомобилей «КАМАЗ». Казалось бы, есть тут дизайн или нет? Дизайн есть, как оказывается. Это комплексный агрегат для автомобиля. Для начала, этот мост конструктор вписывает в автомобиль, а сделать форму крышки и брызговиков – это задачи дизайнера.
Еще мы представим скоростное зарядное устройство мощностью 60кВт, предназначенное для установки на электромобиль. Сейчас мы движемся к тому времени, когда большинство автомобилей станут электрическими, к этому надо быть готовыми. Зарядное устройство на автомобиле выглядит как металлический ящик, закрепленный на раме и закрытый кожухом. То есть сейчас – бензобак, а будет – металлический ящик с зарядным устройством. Конечно, там дизайна мало, но мы дополнительно разработали дизайн - проект стационарной станции для зарядки. В отличие от существующих аналогов в ней есть система охлаждения. Также решены вопросы эрганомики и компоновки внутренних узлов: как лучше расположить компоненты, чтобы они были защищены от попадания воды, грязи, чтобы система охлаждения функционировала исправно, не всасывала пыль и мусор с улицы. Решение всех этих вопросов на ранней стадии проектирования – это и есть промышленный дизайн.
– Нужен ли этот праздник современному обществу или он существует исключительно для специалистов?
– Как говорил Антон Павлович Чехов – «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Дизайн – пример эстетической культуры, который несет в себе еще и воспитательную функцию. И поэтому я считаю, что у дизайнера важная социальная задача – нести красоту, чтобы людям было приятно и комфортно жить. Дизайнер − такой же лекарь человеческой души как и педагог, который учит доброму и вечному, как врач, который заботится о здоровье. Хороший дизайнер заботится о нравственном здоровье общества.