Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры и торжественно прославляют создателей славянской письменности – Кирилла и Мефодия. Этот день начали праздновать в Болгарии еще в 19 веке, а затем эта традиция перешла и в другие страны: Россию, Украину, Белоруссию, Молдову. В настоящее время этому празднику посвящаются научные форумы, проводятся фестивали, выставки, книжные ярмарки, поэтические чтения, смотры художественной самодеятельности, концерты и другие разнообразные культурные мероприятия. Мы поговорили с заведующим кафедрой теологии, культуры и искусства ИСГН, доктором исторических наук и доктором искусствоведения Николаем Парфентьевым об истории появлении праздника и сохранении древних культурных традиций в современном мире.
– Расскажите об области ваших научных интересов, как вы стали доктором искусствоведения?
– Я занимаюсь изучением древнерусского искусства уже много лет. Конкретно – древнерусского профессионально-музыкального искусства, создававшегося мастерами церковного пения. Еще будучи студентом УрГУ (в настоящее время УрФУ) я ездил в археографические экспедиции. Как известно, в советское время шла «борьба с церковью», и в семьях некоторых верующих дети отходили от религии. Это было заметно и в среде старообрядцев, которые хранили древнерусские культурные традиции и многочисленные древние книги. Они настолько бережно относились к книгам, что даже мыли руки, перед тем, как к ним прикоснуться. Но некоторые староверы перед смертью закапывали их из-за отсутствия духовных наследников. Экспедиции и занимались тем, что фактически спасали эти книги. Предварительно мы проходили серьезную подготовку, к нам приезжали специалисты из столицы, мы углубленно изучали древнерусские памятники книжности. Наша экспедиция работала на территории от Кирова до Тюмени. Среди найденных книг было много печатных. Раньше считалось, что «первопечатником» был Иван Федоров, издавший в Москве в 1563 году книгу «Апостол», но в результате работы экспедиций было выявлено 7 «дофедоровских» изданий, только имена печатников в них не были указаны. Среди найденных книг почти 10% были написаны древними крюковыми нотами. Я начал их изучать и в итоге написал кандидатскую диссертацию по древнерусским традициям старообрядцев в области музыки.
– Как вы считаете, что более всего способствовало сохранению традиций древней славянской культуры?
– Думаю, что это были памятники книжности. В древности книги были связаны с церковью и создавались, прежде всего, для церковной службы. Евангелие, Апостол, Псалтырь, другие книги Библии – все они читались во время службы. Затем уже появились отдельные книги «четьи» – для чтения. С принятием христианства и появлением церквей книжность пришла и на Русь. Книги первоначально прибывали из Византии и из южнославянских стран, главным образом на греческом и церковно-славянском языках. Наиболее ярким периодом в развитии славянской культуры и письменности стал XVI век. Именно тогда появляются грандиозные памятники рукописной книжности (Четьи минеи, Лицевой летописный свод и др.), первые собственные печатные книги. Тогда же впервые приходит осознание авторского творчества в искусстве.
– Какова история Дня славянской письменности и культуры?
– Праздник тесно связан с именами святых Кирилла и Мефодия, двух братьев-просветителей, которые принесли Православие в славянское общество в IX в. Они перевели с греческого многие богослужебные и библейские книги. Но самое главное их достижение в том, что они создали славянскую азбуку, письменность. К нам азбука пришла в двух вариантах – глаголическом и кириллическом, однако первая была очень сложной в употреблении. Прижилась вторая – кириллица, которой мы и пользуемся до сих пор. Благодаря этому повысилась грамотность и духовная культура населения. Появление собственной азбуки и легло в основу славянского праздника.
– Когда появляется традиция празднования этого дня у нас?
– У нас его начали отмечать в 1980-е годы. Тогда происходило обращение к древним духовным ценностям, к религии, возвращались старые праздники. В условиях необычайного подъема общественного политического и культурного движения День славянской письменности и культуры отличался массовостью проведения, а в 1991 году он был объявлен государственным праздником. Первые празднования проходили очень торжественно, разные города назначались центрами торжества. Возникали общества, которые стремились к изучению и возрождению традиций славянской культуры. У нас в Челябинске был организован областной Славянский культурный центр. В 1991 году меня пригласили стать его руководителем, что было неожиданно, но я согласился. Я думал, что это будет кратковременно, но остался там на девять лет, до 1999 года. Центр занимался организацией праздника в областном масштабе и нами первыми он был учрежден на Южном Урале. В дни праздника проводились различные фестивали, концерты, показы творчества мастеров народных промыслов, научные конференции. В Парке имени А.С. Пушкина шли концерты, приезжали коллективы из разных городов.
Уже позже в ЮУрГУ мы с кафедрой искусствоведения и культурологии отмечали этот праздник проведением межвузовской научной конференции с опубликованием сборника её материалов (всего в 2004-2008 гг. издано пять объемных выпусков).
– По вашему мнению, в современном мире сохраняются традиции славянской культуры?
– Может, не во всех слоях, но интерес к истокам нашей духовной культуры довольно большой. Мне кажется, что в целом общество стало более бережно относиться и возрождает память об этих истоках и традиции этой культуры.