Приятная новость для абитуриентов: на Приборостроительном (компьютерных технологий, управления и радиоэлектроники) факультете на кафедре «Информационно-измерительная техника» появилось новое образовательное направление подготовки - 15.03.06 «Мехатроника и робототехника». Мы встретились с руководителем этой образовательной программы Андреем Александровичем Радионовым, доктором технических наук, профессором, проректором ЮУрГУ, членом-корреспондентом академии электротехнических наук Российской Федерации, Лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых, и задали ему несколько вопросов о новом направлении.
- Андрей Александрович, о робототехнике мы имеем представление, а вот что такое мехатроника?
А.Р.: Название мехатроника – это комбинация слов «МЕХАника» и «ЭлекТРОНИКА». Объединение этих понятий в едином словосочетании означает интеграцию знаний в соответствующих областях науки и техники, которая позволила совершить качественный скачок в создании техники нового поколения и производстве новейших видов систем и оборудования.
В общих чертах мехатроника – это область науки и техники, основанная на системном объединении узлов точной механики, электротехники, электроники, микропроцессорной техники, различных источников энергии, исполнительных электро-, гидро- и пневмоприводов, а также интеллектуального управления ими, ориентированная на создание и эксплуатацию агрегатов современных автоматизированных производственных систем.
- Какова главная цель мехатроники?
А.Р.: Создание и внедрение в практику мехатронных систем. Мехатронная система – это единый комплекс электромеханических, электрогидравлических, электронных элементов и средств вычислительной техники, между которыми осуществляется постоянный обмен энергией и информацией, объединенный общей системой автоматического управления, которая обладает элементами искусственного интеллекта.
- В каких отраслях необходимы сегодня мехатронные системы и роботы?
А.Р.: Объемы мирового производства мехатронных устройств ежегодно увеличиваются, охватывая все новые сферы: авиационная, космическая и военная техника; автомобилестроение (бортовые компьютеры, АБС тормозов, системы стабилизации движения, мехатронное сцепление и др.); робототехника (промышленная и специальная; сервисные, игровые, тренажерные роботы и др.); станкостроение и оборудование для автоматизации технологических процессов; компьютерная и офисная техника; фото- и видеотехника, бытовая техника; системы видеонаблюдения; контрольно-измерительные устройства; медицинское оборудование (реабилитационное, клиническое и др.); микромашины (для медицины, биотехнологии, средств телекоммуникации) и др.
- В чем заключается специфика нового направления -15.03.06 «Мехатроника и робототехника»?
А.Р.: Особенность обучения по данному направлению в сравнении с машиностроительными, технологическими и другими направлениями заключается в том, что это междисциплинарная подготовка выпускников. Она включает элементы подготовки инженера-механика, инженера по автоматическому управлению различными объектами и процессами, инженера-электроника, специалиста по вычислительной технике и технологии, инженера-приборостроителя.
А.Р.: Студенты этого направления изучают научные основы промышленной робототехники и систем, построенных на основе микропроцессорной техники и предназначенных для автоматизации сложных технологических процессов и операций, а также для замены человека при выполнении различных видов тяжелых, утомительных и опасных работ, включая экстремальные условия. Учебным планом предусмотрено изучение следующих дисциплин:
- общепрофессиональные дисциплины: начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика, метрология, стандартизация и сертификация, безопасность жизнедеятельности;
- модуль дисциплин «Механика»: теоретическая механика, прикладная механика, детали мехатронных модулей и роботов;
- модуль «Гидравлика и гидроавтоматика»: физические основы гидравлики, гидравлические и пневматические средства автоматики, пропорциональная гидро- и пневмоавтоматика;
- модуль «Электротехника и электромеханика»: электротехника, электрические машины и аппараты;
- модуль «Электроника»: физические основы электроники, электронные устройства мехатронных и робототехнических систем, силовая электроника, микропроцессорная техника в мехатронике и робототехнике;
- модуль «Теория управления и автоматика»: теория автоматического управления, автоматизация типовых технологических процессов (по отраслям);
- профильные дисциплины: основы мехатроники робототехники, электрические и гидравлические приводы мехатронных и робототехнических систем, конструирование и проектирование мехатронных модулей, мехатронные системы в автоматизированном производстве;
- цикл гуманитарных, социальных и экономических дисциплин: история, философия, экономика, правоведение, психология, политология, социология, культурология, иностранный язык;
- цикл естественнонаучных дисциплин: математика, физика, химия, экология, материаловедение.
- Перечисленные дисциплины охватывают достаточно широкий диапазон профессиональных качеств. На какую область техники все-таки в большей степени сориентирована данная специальность в ЮУрГУ: на механику, гидравлику, электропривод или электронику с программированием?
А.Р.: Образовательная программа направления подготовки «Мехатроника и робототехника», реализуемая на Приборостроительном факультете, в первую очередь ориентирована на изучение электро-, гидроприводов, их систем управления и систем автоматизации современных роботизированных технологических линий и промышленных мехатронных модулей.
- Куда пойдут работать выпускники направления «Мехатроника и робототехника»?
А.Р.: Выпускники направления подготовки «Мехатроника и робототехника» имеют возможность трудоустройства в современных инжиниринговых компаниях и высокотехнологичных производственных предприятиях, в том числе в оборонной промышленности, машиностроении, энергетике, металлургии, транспорте, автомобилестроении, где осуществляется проектирование, производство, наладка и эксплуатация современного роботизированного оборудования.
- Почему в ЮУрГУ было решено открыть это направление?
А.Р.: Мехатроника и робототехника – профессия XXI века! Это одно из новейших инженерных направлений в мире, которое, по данным ЮНЕСКО, входит в десятку самых перспективных и востребованных. Национальный исследовательский университет «ЮУрГУ» призван готовить кадры для инновационной экономики России, а значит, владеет самыми передовыми технологиями.
- Что будут уметь делать выпускники этого направления?
А.Р.: Перечень их профессиональных компетенций широк. Они будут способны:
- оценивать актуальность, перспективность и значимость объектов проектирования в мехатронике и робототехнике;
- разрабатывать макеты информационных, электромеханических, электрогидравлических, электронных и микропроцессорных модулей мехатронных и робототехнических систем (заводские станки с программным управлением, беспилотные транспортные средства, современная офисная техника; роботы для промышленной, строительной, авиационной, космической, подводной, военной отраслей, а также роботы, помогающие по хозяйству);
- разрабатывать программное обеспечение для управления мехатронными и робототехническими системами;
- составлять конструкторские проектные документы для изготовления отдельных механических деталей мехатронных систем и роботов;
- разрабатывать конструкторские проектные документы электрических и электронных узлов мехатронных систем и роботов, их электрических схем, печатные плат, схем размещения и соединения;
- разрабатывать технологические процессы изготовления, сборки и испытания проектируемой техники;
- контролировать соответствие разрабатываемых проектов стандартам и другим нормативным документам;
- принимать участие в составлении патентных и лицензионных паспортов на новейшие изобретения;
- проводить отладку и модернизацию мехатронных и робототехнических систем, их перепрограммирование и обучение;
- подготавливать инструкции по использованию технического оборудования и программного обеспечения;
- свободно разговаривать на одном из иностранных языков.
- Требуется ли специальное оборудование для обучения столь сложным технологиям создания мехатронных систем и роботов?
А.Р.: Безусловно! Для проведения занятий используется лабораторная база Приборостроительного, Энергетического, Аэрокосмического и других технических факультетов университета. Для реализации данного образовательного направления приобретено самое современное оборудование, специализированное программное обеспечение.
- Где студенты будут проходить практику?
А.Р.: Возможности студентов огромны. Они могут стажироваться и оттачивать свои навыки на предприятиях машиностроения и приборостроения, военно-промышленного комплекса, горных, нефтегазодобывающих, металлургических и строительных производствах, где разрабатывается, изготавливается и используется мехатронная техника и роботы, а также в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро. Наши партнеры – также в числе баз практики.
- Будет ли выпускник этого направления востребован за рубежом?
А.Р.: По желанию выпускник может получить в ЮУрГУ общеевропейское приложение к диплому. Наличие такого международного документа обеспечивает признание полученной в ЮУрГУ квалификации за рубежом и позволяет осуществлять профессиональную деятельность в большинстве развитых странах мира. Однако, бакалавры направления «Мехатроника и робототехника» могут хорошо устроиться в России: работать или продолжить образование в магистратуре, а затем и в аспирантуре ЮУрГУ.
- Где еще готовят бакалавров по направлению «Мехатроника и робототехника»?
А.Р.: В России в таких национальных исследовательских университетах, как МГТУ им. Баумана, Московский энергетический университет, МГТУ «СТАНКИН», Томский политехнический университет и др. За рубежом подобных специалистов готовят многие ведущие университеты Европы, Америки и Азии.
- Есть ли в этом году бюджетные места на направление «Мехатроника и робототехника»?
А.Р.: В 2014 году в рамках Государственного задания на подготовку специалистов с высшим образованием по направлению подготовки 15.03.06 – «Мехатроника и робототехника» ЮУрГУ выделено 25 бюджетных мест. Также осуществляется прием студентов-контрактников.
Приходите к нам учиться!