Для чего нужна искусствоведческая экспертиза живописи, как она проводится? Как она помогает отличить оригинал картины от подлинника? Как воссоздается история реставраций полотен? Об этом мы беседуем с заведующим Художественным музеем ЮУрГУ, искусствоведом Анатолием Разуевым.
Искусствоведческая экспертиза представляет собой два больших блока.
Первый – непосредственная экспертиза, которую выполняет искусствовед при визуальном контакте с произведением искусства. Конечно, он может привлекать научные, архивные материалы, но никакие инструменты кроме собственных глаз и может быть увеличительного стекла здесь не нужны.
Второй блок – это технико-технологическая экспертиза, которая выполняется с помощью различного рода приборов. Технико-технологическая экспертиза, в частности, может помочь подтвердить или определить авторство произведения, особенно если мы говорим о живописи, она может установить датировку его создания, она помогает увидеть ход работы художника над произведением, что было написано сначала, что позже, что может быть было смыто и переписано, были ли реставрационные вмешательства.
Сегодня при анализе полотен широко применяется более 10 методов технико-технологической экспертизы, из них наиболее дешевы и доступны три: рентгеновский анализ, анализ в инфракрасном изучении (ИК), и анализ в ультафиолетовом излучении. Существуют также химико-физические методы, которые выявляют состав компонентов, из которых состоят пигменты красочного слоя. Физические методы могут показать и кристаллическую структуру красочного слоя картины.
Например, в естественных условиях краска, масло может сохнуть до 100 лет, то есть прекращаются все химические процессы через сто лет. Фальсификаторы естественно не обладают таким запасом времени и поэтому они специально состаривают краску, говоря жаргонным языком, «жарят новодел», но кристаллическая решётка в этом случае будет выглядеть совершенно иначе.
Может случиться и так, что изначальное полотно дописывали, реставрировали, эту историю также помогает проявить техника.
Существуют и новейшие методы исследования вроде бомбардировки проб красящих слоёв квантовыми частицами для того, чтобы выявить состав красок.
Однако, сама по себе технико-технологическая экспертиза бессильна, если показатели будет интерпретировать неквалифицированный эксперт, не имеющий достаточных компетенций в искусстве. Так что «насмотренность», опыт эксперта никто не отменял.
Спектр вопросов, которые ставятся перед экспертом-искусствоведом может быть очень широк. Иногда требуется установить датировку написания, определить авторство, стилистические особенности произведения, соответствие идеям прогресса и гуманизма, существуют экспертизы по запросам государства, в том числе криминологические.
Однако куда важнее исследования, помогающие глубже раскрыть личность и творческое наследие какого-то художника или школы, определить художественную ценность полотна.
В гуманитарной части экспертизы есть свои два основных метода анализа произведения: иконологический и формально-стилистический.
Иконологический момент экспертизы в том, чтобы выяснить, какие сюжетные мотивы предпочитает художник, какие идеи вкладывает и т.д.
Формально-стилистическая сторона экспертизы не в том, чтобы отнести художника к одному из известных стилей, например, к экспрессионизму, хотя задача может ставиться и так.
Но главное определить стилистические особенности картины. Как положены на холст мазки. Какие краски и как смешивает на палитре. (Напомню, химический состав красок может свидетельствовать об эпохе создания полотна.) Какая цветовая гамма, какие геометрические формы художник, порой бессознательно, предпочитает. Какая чаще встречается фактура – гладкая или зернистая, шероховатая, фактурная.
Художник может ставить перед зрителем загадки, для этого иногда делает нарочито что-то «неправильное». Конечно, в большом искусстве нет понятий «правильно» и «неправильно», но это нечто такое, что бросается зрителю в глаза, ловит его на крючок, заставляя размышлять о картине.
Копировщик, особенно если это человек прошлых веков, нанятый не для того, чтобы сфальсифицировать шедевр мастера, а чтобы просто скопировать для заказчика понравившийся тому сюжет, как раз-таки зачастую всё «исправит», но картина лишится своих загадок.
Наконец, существует и рыночный аспект – оценить, сколько стоит полотно, при этом важно не смешивать цену и ценность культурного наследия.
Экспертизы проводятся крупными центрами искусства, где работают специалисты, обладающие огромным опытом работы с живописью – например Центром Грабаря (Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря), Эрмитажем, Третьяковской галереей. Стоимость экспертизы может начинаться от 500 долларов.
Если собрать все данные, которыми владеют эксперты, можно поместить их в базу данных и обучить по ней нейросеть, теоретически можно поручить экспертизу искусственному интеллекту.
В конце беседы Анатолий Разуев показал три полотна (см. фото) нашего земляка, художника Владимира Шаповалова, написанные примерно двадцать лет назад. Две из них – картины на один и тот же сюжет «У озера Тургояк» и «Мансарда художника». Стекла похожи на витражи, занавески сливаются с небом. На подоконнике букет и фрукты, из окна панорама водной глади, к ней спускается улица, круглые флюгеры на крышах, заборы и скворечники, женщина с коромыслом, по озеру скользят парусники, вдали силуэты гор. Но какие разные полотна! Одно передаёт свежесть и движение ветра, солнце на нём в зените, озеро ожидает бури, и стальной цвет воды как будто создает вызов ярким краскам, которыми выписаны стены домов, цветы, кроны… Другое скорее отражает тихий вечер, водная гладь становится светлее и умиротвореннее, сумерки постепенно скрадывают краски внутри мансарды…
И ещё один пример, «Над лесами, над горами» – необычные краски неба в конце заката, занимающие значительную часть полотна, геометрически округлые валуны, формы крон у деревьев – во всём узнаётся кисть Владимира Шаповалова. Анатолий Разуев поясняет сходство на более глубоких приметах, анализирует как художник изображает отражения в воде, какими цветными линиями он выстраивает линию берега и т.д.
Мы помещаем изображения этих картин. Специалисты говорят, что по репродукциям, по фотографиям из интернета строгой экспертизы не построить. Но давайте всмотримся в эти фото, попробуем разгадать тайну неповторимости стилистической манеры.