Ученые порой сталкиваются с неожиданными аналогиями. Проводя исследования в инженерной области, доктор технических наук Игорь Леванов пришел к любопытным выводам, касающимся человеческого организма. Теперь профессор охотно делится своими соображениями со студентами, и они начинают ценить здоровье.
Как не сбиться с научного пути? Что общего между техникой и биологией? Нужно ли помогать детям решать домашние задачки? Об этом и многом другом наш разговор с профессором Южно-Уральского государственного университета.
Справка «АН»
Игорь Геннадьевич Леванов, руководитель отдела научно-исследовательских работ передовой инженерной школы двигателестроения и специальной техники «Сердце Урала», доктор технических наук, профессор базовой кафедры автомобилей и автомобильного сервиса ЮУрГУ. В 2007 году окончил с отличием специалитет ЮУрГУ по направлению «сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автотранспорт)», в 2011-м защитил кандидатскую диссертацию. В 2015 году окончил магистратуру по направлению «энергетическое машиностроение», в 2022-м защитил докторскую диссертацию. Участвовал в реализации 23 проектов совместно с предприятиями Челябинской области и других регионов России. Руководитель регионального гранта Российского научного фонда с 2022 по 2023 год. Автор более 80 научных публикаций, в числе которых статьи, размещенные в международных высокорейтинговых журналах.
Интересные открытия
— Были в вашей научной практике неожиданные выводы?
— Было даже личное открытие. Но оно, скорее, из области биологии, точнее, биотрибологии. Коленный сустав — по сути, подшипник скольжения. Там есть две поверхности трения, между ними смазывающий слой. Абсолютно совершенный природный механизм! К слову, в основе многих технических устройств природная идеология. Очень интересно прослеживать взаимосвязь техники и живой природы. Это одно из направлений, которое я бы хотел развивать.
Есть и другое открытие, связанное с человеческим организмом… В машиноведении существует понятие «кривая износа». Это основа управления техническим состоянием в процессе эксплуатации. Когда автомобиль работает, все детали изнашиваются. Чтобы он выработал заложенный конструкторами ресурс, нужно его эксплуатировать в определенных режимах, контролировать процесс износа, правильно обслуживать.
Фундаментальные вопросы изнашивания, трения в сопряжениях, которыми мы занимаемся, напрямую связаны с реальной эксплуатацией объектов. Любой из них подвержен трем стадиям изменения технического состояния — приработка, нормальный износ и катастрофическое (или аварийное) изнашивание. Так вот организм человека, жизнь каждого из нас подвержены той же самой логике движения.
Мы рождаемся, растем, развиваемся, выходим на этап зрелой жизни — это как раз этап приработки в технике. Затем начинается этап работы механизма, когда он воспринимает основную нагрузку, то есть приближается к своему предельному состоянию. Так же и человек. Вот абсолютно точно так же.
Изменяется состояние и самочувствие, начинают изнашиваться системы организма, мы подходим к своему предельному состоянию, предельному возрасту… У машин тоже есть этап катастрофического износа, за которым наступает функциональный отказ, машина полностью перестает работать. С точки зрения эксплуатации и технического обслуживания, для того чтобы продлить ресурс, нужно управлять техсостоянием, скоростью изнашивания сопряжений машин. Так же и человек может управлять скоростью своего старения.
Правильный образ жизни, гармоничные отношения с окружающими, минимизация стрессов — все это позволяет нашу кривую износа, скажем так, отдалить от предельного состояния. Вот такая аналогия с техникой. Может быть, для кого-то это вещь очевидная, но для меня это стало неожиданным открытием, увязавшим научную деятельность с личным мироощущением.
— Другое дело, что для машины рассчитать кривую можно, а для человека, наверное, нет. Ведь еще и Аннушка может разлить масло…
— Ну, несчастные случаи не берем в расчет, это другое. А по поводу масла… — опять же прямая аналогия. Если применять некачественное, двигатель быстрее износится. То же самое, если некачественные воду и продукты употреблять… Такие аналогии я всегда привожу студентам, когда речь идет об управлении техническим состоянием. Для эксплуатационника очень важно понимать, чем ты управляешь, какие факторы влияют на надежность. Кстати, потом я стал смотреть еще шире на это открытие. На каждом предприятии есть оборудование, которое тоже изнашивается — двигатели, редукторы, станки… По сути, это изнашивание активов, издержки, которые сказываются на себестоимости продукта, соотношении цены и качества, на эффективности управления. И тогда я уж совсем укрепился в своих мироощущениях, понял, что иду в правильном научном направлении, важном и нужном людям.
— Представляю, какие эмоции ваши жизненные аналогии вызывают у студентов…
— Во всяком случае, с занятий они уходят задумчивые… Потому что на себя всё примеряют: «Как у меня сустав-то там работает?» Начинают о сбережении здоровья заботиться. Когда о машине речь, понимаешь, что изнашивается, — ну и ладно. А когда речь о «механизмах» собственного организма, всё близко к сердцу принимаешь…
Инженеры будущего
— Сейчас вас больше наука интересует или преподавание?
— Однажды я принял решение: преподавание должно занимать минимум места в моей жизни. Я шел к этому постепенно. Уже работая в передовой инженерной школе, понял, что для меня приоритетнее научные исследования и разработки.
— «Сердце Урала» — перспективное подразделение ЮУрГУ. Расскажите о его деятельности.
— Вопрос изменений в сфере инженерного образования назревал давно. Сейчас нашей стране для развития производства и экономики нужны не просто инженерные кадры, а высококлассные специалисты, способные обеспечить в будущем технологическое лидерство. Был запущен федеральный проект «Передовые инженерные школы». Наш университет попал во вторую волну этого проекта.
В ЮУрГУ создается новая инновационная модель инженерной подготовки. В ее основе взаимодействие с индустриальными партнерами, которые непосредственно участвуют в образовательном процессе и в постановке задач.
Мы ставим амбициозные цели. Одна из них — генерирование новых технологических идей для индустрии. Собственно, смысл этого федерального проекта в том, чтобы молодые кадры в высокотехнологичных компаниях могли генерировать идеи и выводить новые конкурентоспособные инновационные продукты на рынок. Мы воспитываем таких инженеров. В числе наших базовых индустриальных партнеров Уральский дизель-моторный завод, моторное производство «ЧТЗ-Уралтрак», автозавод «Урал», Курганский завод дорожных машин, завод «Спецагрегат». Стремимся к расширению сотрудничества.
— Вы мечтали о должности профессора?
— Я получил эту должность в 38 лет… Могу вам сказать, что и о степени «доктор наук» никогда не мечтал. Докторскую диссертацию начал писать для того, чтобы ответить на определенные вопросы, свои и сотрудников предприятий. А еще — чтобы поставить какую-то логическую точку в своих исследованиях. Я не воспринимал докторскую как что-то крайне мне необходимое. Она получилась сама собой. Я и кандидатскую защитил стремительно — через четыре года после окончания университета. Все благодаря тому, что попал в мощную научную школу, благодаря коллегам, которые помогли развить необходимые качества.
— Это какие?
— Пытливость ума, стремление сделать новый программный пакет, продвинуть науку. Валерий Никифорович Прокофьев часто нам повторял: «Двигайте науку! Если не вверх, то хотя бы куда-то вбок. Главное — верить в свою науку и ее развивать». Что же касается должности… Настоящим профессором и доктором я себя буду считать только тогда, когда подготовлю десятого кандидата наук.
Домашнее задание
— У вас есть дети?
— Трое.
— Представляю, как прекрасно папа справляется с «домашкой» по математике…
— Ну… школьник у меня пока только старший ребенок. Четвертый класс. И если честно, я очень небольшое участие принимаю в подготовке домашнего задания. Недавно впервые привлекся к этому процессу, объясняя задачи на скорость-время-расстояние. Вот эти наши любимые поезда, идущие навстречу друг другу...
Второму и третьему ребенку еще далеко до решения задач, но уже сейчас я понимаю: придется применить все свои педагогические способности, чтобы не отбить желание получать знания. У старшего, к слову, оно неожиданно проявилось. Увидел, что я черчу что-то, рисую в программе. Поинтересовался, чем занимаюсь. Я ему кратко рассказал и спросил: «Хочешь попробовать?» Сын ответил утвердительно. Оставил его на некоторое время у компьютера, а когда вернулся, с удивлением обнаружил на экране абстрактную трехмерную модель. То есть самовыразился ребенок в этом инструменте, и я понял, что инженерная жилка у него есть. Буду способствовать ее развитию, хотя… Современные дети — это для меня загадка.
— Вообще правильно решать за них задачи?
— Конечно, нет. Я пошел по пути своих учителей. Ту задачку решил вместе с сыном, все показал, объяснил. Но там еще было десять задач такого плана, и это уже была самостоятельная работа. Я подключился только на этапе проверки, объяснения ошибок и корректировки. К слову, еще одно открытие я для себя совершил в процессе научной деятельности. Ошибка – это способ научиться чему-то новому. Убежден, что детей не следует ругать за двойки. Важно, чтобы ребенок понял, почему ему такую оценку поставили и как в дальнейшем подобное избежать. Вот это, наверное, в учебе главное. Все остальное приложится.
— А что главное в работе ученого?
— Не сбиться с пути и реализовывать свой потенциал. Знаете… когда мне доводится видеть маркировку «Сделано в ЮУрГУ», я испытываю особые эмоции. В некоторых случаях радуюсь сопричастности либо просто чувство гордости за своих коллег возникает. Пусть будет как можно больше идей, продуктов, услуг, инновационных внедрений с такой маркировкой. Пусть как можно больше людей узнает о том, что наш национальный исследовательский университет — это фундаментальные знания и большие научные перспективы.