1 сентября 2024 года в Южно-Уральском государственном университете состоялось торжественное открытие факультета мехатроники и робототехники – совместного образовательного проекта вуза и Челябинского кузнечно-прессового завода. Для студентов, поступивших на этот уникальный факультет, завершился первый семестр. Никита Савостеенко, старший преподаватель кафедры «Электропривод, мехатроника и электромеханика» ЮУрГУ, рассказал о том, как студенты оценивают свою учёбу и какие планы у факультета на будущее.
– Никита Вадимович, завершился первый семестр. Расскажите, пожалуйста, какие у ребят впечатления от обучения на новом факультете и что их больше всего привлекло?
– Мы подготовили для студентов действительно уникальную образовательную программу, которая стала для нашего университета чем-то совершенно новым. Уже с первого семестра мы начали внедрять проектную деятельность, и это было настоящим риском, ведь и для нас, а тем более для студентов, это было впервые. Однако всё сложилось очень удачно. В первую очередь ребята оценили новое учебное пространство, созданное на 9 этаже корпуса 3бв. Но самое главное – это, конечно, сама работа со студентами. Они были очень рады, что уже в начале обучения посетили Завод роботов. Без этой экскурсии им было бы сложно понять, что от них требуется в рамках нашего курса.
– Вы упомянули, что уже с первого семестра в учебный процесс внедряется проектное обучение. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом.
– В первом семестре студенты занимались разработкой проекта интеграции робототехнической ячейки или промышленного робота-манипулятора в производственный процесс. Данная задача была поставлена непосредственно директором завода, и ребята с большим энтузиазмом взялись за работу, задавали много вопросов и проявили искренний интерес к проекту. Им предоставили технологический процесс и необходимое оборудование (фрезерные станки, станки с ЧПУ и т.д.) и поставили задачу – как разместить и интегрировать роботов-манипуляторов для того, чтобы обеспечить необходимое количество выпускаемой продукции с учетом времени, которое отводится на ее выпуск.
Это были первые шаги в проектной деятельности, и мы убедились, что студенты первого курса могут справиться с подобными задачами. Некоторые из них предложили оригинальные решения, например, поставить робота-манипулятора на тележку, которая будет двигаться по рельсам, что позволило бы сократить количество необходимых роботов. Другие студенты предлагали более сложные решения, но все они были увлечены процессом.
Мы планируем продолжить проектную деятельность на протяжении всего обучения студентов на нашем факультете.
– Как вы думаете, изменилось ли у ребят представление о будущей профессии?
– Судя по обратной связи студентов и нашему взаимодействию в течение всего семестра, сложилось впечатление, что они действительно начинают понимать, что такое производство и завод. Они посетили экскурсию и самостоятельно выполнили проект, что позволило им сложить понимание того, чем они могут заниматься.
Конечно, в следующих семестрах нас ждут новые проектные работы, но уже другого характера. Например, если в этом семестре мы сосредоточились на интеграции, то в следующем планируем заняться разработкой роботов. С каждым этапом студенты будут все лучше понимать, какие задачи им предстоит решать. Мы готовим многогранных инженеров, которые могут не только интегрировать роботов, но также создавать и программировать их.
– Факультет «Мехатроника и робототехника» – новое структурное подразделение для нашего университета. Как оцениваете его внутреннюю работу?
– В состав нашего факультета входят кафедры гидравлики, электроэнергетики и электротехники, а также мехатроники и робототехники. Мы только начали свою работу, и, хотя уже прошёл первый семестр, пока что у нас был только первый набор студентов. Поэтому полного взаимодействия между кафедрами мы пока не ощущаем. Для этого нужно время, так как учебный план строится от простого к сложному.
На следующих этапах мы планируем взаимодействовать с другими кафедрами и работать сообща, в том числе и в рамках проектной деятельности. Мы планируем, что ребята, специализирующиеся на гидравлике, будут выполнять совместные проекты с теми, кто изучает электротехнику или робототехнику. Это будет совместный проект, и тогда уже можно будет говорить о результатах взаимодействия. Как я уже говорил, это в новинку не только для нас, но и для всего университета.
В структурном взаимодействии проблем нет, мы продолжаем развивать наш факультет.
– Какие планы на следующий семестр и что интересного ожидает ребят?
– Важно отметить, что все дисциплины, которые изучают наши студенты, согласованы с директором Завода роботов. Он лично инспектирует учебный процесс и определяет, какие компетенции должны быть у выпускников. Это действительно уникальный случай.
В конце декабря мы согласовали учебный план на второй семестр, и ребятам предстоит решить новую интересную задачу. Им будут даны детали с реального производства, которые выпускает ЧКПЗ, и задача студентов, во-первых, изучить программное обеспечение, в котором происходит 3D-моделирование, и второе – понять, как правильно скомпоновать детали и элементы.
Мы планируем дать ребятам азы существующих компоновок, а затем они попробуют самостоятельно собрать деталь из набора элементов, зная только её конечную функцию. Это будет непростая задача, и мы с интересом понаблюдаем, как они с ней справятся.