Директор университетской телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ» Сергей Гордиенко делится размышлениями о принципах подготовки будущих сотрудников СМИ, о том, как растёт и меняется ТРК.
– Сергей Иванович, каким ощущает себя «ЮУрГУ-ТВ» – молодым или зрелым?
– На первый взгляд, двадцать лет – небольшой срок. Но за эти годы многое сделано, мы наработали большой опыт и передали его другим. Подчас приходится нелегко. Одни студенты оканчивают вуз, их сменяют другие, принося с собой свежие силы, новую энергию, новые идеи, – и благодаря этому ТРК растет, развивается. Ребята предлагают новые подходы, у них современные требования к телевидению – и этим требованиям нужно соответствовать, быть на уровне, так что почивать на лаврах не получится. Современный мир, в том числе и телевизионный, стремительно меняется – и мы стараемся успевать за этими изменениями, держаться на передовых позициях. Каждый день – это шаг вперёд.
– Вы много лет работали в Челябинской государственной телерадиокомпании, во Всероссийской ГТРК, а потом занялись студенческим телевидением. Сложно ли было перестроиться?
– Там я постоянно сотрудничал с мастерами высочайшего уровня. Здесь же к нам приходят студенты – и все разные. Причём, в отличие от профессионального ТВ, нельзя сразу узнать, с кем будешь работать. Например, студент может решить из радиожурналиста стать телевизионщиком. У кого-то уже есть небольшой опыт, и они хотят двигаться дальше в этой сфере, а есть и совсем новички. Важно помочь, увлечь специальностью. А значит, нужно понимать, что начинающий журналист может, а что нет, и не требовать от него того, на что способен только профессионал экстра-класса, – иначе есть риск отбить интерес к телевизионной и радиожурналистике. Приходится постоянно делать поправку на уровень подготовки студента – когда ставятся задачи, задаются требования к уровню сюжета, объёму материала, времени выполнения, к тому, кто какую часть работы возьмет на себя в процессе создания телевизионного продукта (контента) – а это дело сложное и требует участия коллектива единомышленников. При распределении ролей необходимо учитывать и склонности каждого, желание заниматься той или иной деятельностью. Мы готовим универсальных журналистов, способных делать информационные материалы для телевидения, радио, Интернета, печатных изданий. Но кому-то интересна редакторская работа, а кто-то хочет стать репортёром, режиссером. Соответственно, и опыт им нужен разный.
– В «ЮУрГУ-ТВ» большой коллектив?
– По сравнению с другими телерадиокомпаниями штат весьма немногочисленный – всего двадцать человек, бывает больше или меньше: кто-то уходит, кто-то поступает. А первоначально нас было всего пятеро. Но «ЮУрГУ-ТВ» растёт, развивается, производит много медиапродукта. Выручают внештатные корреспонденты и авторы – студенты кафедры ЖРиСО ИМСГН. Это наш бесценный источник новых идей, творческих порывов и сил! Они проходят у нас ознакомительную, производственную и преддипломную практику, а многие работают на добровольных началах и вне практики – благодаря этому создаётся достаточно качественных программ, фильмов. У лучших студентов темой диплома становится их собственный фильм или телепередача, идущие в эфире «ЮУрГУ-ТВ»: автор и сценарий пишет, и снимает, и монтирует, и выкладывает свое произведение в Интернет. Для этого нужна масса знаний – дипломник их приобретает, обучаясь на кафедре ЖРиСО и работая в ТРК.
Телерадиокомпания – это сложный симбиоз творческих задач и технических решений. Журналисты, операторы, монтажёры готовят телепередачи и фильмы, но те, кто обеспечивает техническую сторону вопроса, тоже важны – без них никакой ТРК просто бы не было! По-настоящему высококлассных телевизионных инженеров мало. Нам повезло: у нас такие люди есть. Без отдела кабельных сетей и группы, занимающейся размещением медиапродукта в Интернете, нашу работу увидело бы намного меньше зрителей.
– Кстати, как Интернет повлиял на развитие «ЮУрГУ-ТВ»?
– Очень сильно! И продолжает влиять! Изначально была только кабельная сеть, но сейчас зрителей, видящих нас в Сети, намного больше! Это по большей части молодёжь – те, кто «живёт» в Интернете, не отрывая взгляда от мобильных устройств. Любой студент может зайти с телефона или компьютера на наш сайт и увидеть наши программы. У нас много партнёров, которые используют контент «ЮУрГУ-ТВ»: областной канал ОТВ и его часть – канал «Урал-1», «Ваше ТВ», кабельные сети Копейска, Карталов, посёлка Локомотивный. Им мы передаём право на показ нашего медиапродукта. Это расширяет круг зрителей. Но всё же в Интернете нас видит гораздо больше людей.
– Как «ЮУрГУ-ТВ» встречает своё двадцатилетие, чего удалось добиться, какие задачи ставите на будущее?
– Когда рождалась телерадиокомпания, мы хотели придумать оригинальное название. Тогда только создавалось региональное телевидение, и все каналы старались поименовать себя красиво – например, «Восточный экспресс». Мы тоже сначала искали что-то необычное. Но потом поняли, что самое главное наше отличие от других – это то, что мы ТРК студенческая, структурное подразделение крупного вуза, а значит, название «ЮУрГУ-ТВ» в полной мере отражает цели, которые мы ставим перед собой, перед телерадиокомпанией. А задача наша – формировать творческую телевизионную среду, в которой студенты могут развиваться, осваивать и журналистику, и другие медийные направления.
Контент, который мы создаем, атмосфера, которая царит в стенах телерадиокомпании и всего ИМСГН, – это как раз та среда, в которой из вчерашних школьников вырастают настоящие профессионалы медиа. Если бы не эта среда, не было бы и студентов, и особенно выпускников, окончивших Южно-Уральский государственный университет по специальности «Журналистика», а ныне – сотрудников самых больших, самых продвинутых медиаструктур. На юбилей ТРК приедут около сотни тех, кто начинал свой путь в ее стенах и добился успеха. Мы гордимся ими. Они лучшие не только в городе и регионе – многие из них работают на федеральном уровне. И это самое значимое достижение «ЮУрГУ-ТВ».