Дата праздника в России выбрана не случайно. 25 октября 1975 года при Министерстве внешней торговли СССР было создано Управление по маркетингу и рекламе. Вместе с нами эту неофициальную дату отмечают также в Белоруссии и ряде стран СНГ.
О сложном мире маркетинга простыми словами рассказала Юлия Асташова, начальник отдел маркетинга и стратегического планирования Управления маркетинга, брендинга и стратегических коммуникаций Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ.
Начнем с истории – как появился маркетинг как вид деятельности?
Современный маркетинг зародился на рубеже XIX-XX столетий в США. В начале прошлого века его начали преподавать как академическую дисциплину в вузах, практика маркетинга начала распространятся в компаниях. С тех пор профессиональная сфера деятельности маркетолога существенно расширилась: с развитием рынков сформировались новые задачи, появились новые технологии и инструменты работы. Также на развитие маркетинга огромное влияние оказало распространение цифровых технологий: появились новые профессии, например, SMM-специалист и интернет-маркетолог. Но несмотря на все новшества, неизменным в маркетинге остается центральная роль потребителя. Современные маркетологи работают с потребительской лояльностью, обеспечивают и поддерживают систему долгосрочных взаимоотношений с клиентами.
Чем на ваш взгляд привлекателен маркетинг как профессиональная сфера деятельности?
Маркетинг дает возможность специалисту проявить самые разнообразные компетенции.
Во-первых, это работа с данными и аналитика. Сбор, обработка и анализ данных, прогнозирование – фундамент работы маркетолога. Для принятия стратегических решений в бизнесе необходима полная и максимально достоверная информация об отрасли и рынке, деятельности конкурентов и поведении потребителей.
Во-вторых, это, безусловно, взаимодействие с людьми: клиентами, партнерами, поставщиками. Это переговоры, встречи, опросы, интервью, мероприятия. Здесь маркетологу пригодятся коммуникационные навыки, знания психологии, умение наблюдать за поведением людей.
Ну и конечно, маркетинг – это обширное поле для креатива. Создание новых товаров и услуг, дизайн упаковки, рекламной и сувенирной продукции, разработка рекламных и промомероприятий – это и многое другое не обходится без участия маркетолога.
При этом современный маркетинг немыслим без информационных технологий: в наше время маркетологи работают в цифровой среде, работают с сайтами, социальными сетями, мобильными приложениями.
Какое внимание уделяется маркетингу в ЮУрГУ?
В нашем университете отдел маркетинга и стратегического планирования относится к структуре Управления маркетинга, брендинга и стратегических коммуникаций ИМСГН.
В 2023 году в контексте действующей образовательной политики университета сотрудниками отдела разработана система сбора маркетинговой информации о потребностях, ожиданиях и удовлетворенности студентов различных курсов и форм обучения, обеспечивающая процессы управленческих решений по организации взаимодействия со студентами. Определен комплекс исследований, необходимых для реализации программ лояльности и поддержанию благоприятного имиджа университета среди студентов и абитуриентов.
Деятельность отдела также направлена на проведение отраслевого анализа образовательного рынка и отдельных его сегментов. В рамках приемной кампании проводится конкурентный анализ предложения на рынке образовательных услуг региона, выявляются параметры текущего позиционирования университета.
Особое внимание уделяется разработке единой системы продвижения университета с использованием современных каналов коммуникации, укреплению его положительной репутации. С этой целью отделом маркетинга ежедневно проводится мониторинг СМИ, анализ и отбор медиаресурсов на основе рейтингов, индексов их цитируемости для продвижения образовательных программ, научных исследований и инновационных разработок ЮУрГУ. Сотрудниками отдела организационно обеспечивают процесс медиапланирования, проводят мониторинг выполнения медиапланов, ведут договорную работу в информационными агентствами и отдельными СМИ России и региона.
Есть ли у нашего университета образовательные программы в сфере маркетинга?
Наш вуз можно смело назвать одним из пионеров маркетингового образования не только в Уральском регионе, но и в России. Первый набор абитуриентов на программу «Маркетинг» состоялся еще в 1996 году. Сегодня ЮУрГУ предлагает абитуриентам две магистерских программы подготовки в сфере маркетинга, которые неизменно пользуются популярностью как у вчерашних выпускников бакалавриата, так и у практикующих маркетологов:
-
программа «Стратегический и инновационный маркетинг» по направлению «Менеджмент», подготовка по которой ведется в Высшей школе экономики и управления;
-
программа «Социологические и маркетинговые исследования» по направлению «Социология» в Институте медиа и социально-гуманитарных наук.
Ваши пожелания большой и дружной семье маркетологов!
В этот день хотелось бы поздравить коллег, наших выпускников, студентов и преподавателей-маркетологов с профессиональным праздником и пожелать карьерных достижений, высоких KPI и креативных идей.