Художественный музей Института медиа и социо-гуманитарных наук ЮУрГУ, коллекция которого насчитывает почти тысячу произведений изобразительного искусства XX–XXI вв., получил в дар от члена-корреспондента Российской академии наук, почетного гражданина Челябинска и Челябинской области Германа Вяткина портрет выдающегося хореографа Херардо Виана Гомес де Фонсеа (1925-2013 гг.) кисти главного художника Челябинского театра оперы и балета им. М. И. Глинки Якова Корсунского (1932-1986 гг.).
Около 270 работ этого талантливого мастера находятся в коллекции Челябинского государственного музея изобразительных искусств. Его творения имеются также в собрании Московского музея им. Бахрушина, в частных собраниях Франции, Германии, России и других стран. Теперь его работа украсит и коллекцию университетского музея.
Даритель, Герман Вяткин, был ректором нашего университета с 1985 по 2005 гг., затем его президентом, а сейчас он – советник ректора. Его вклад в развитие науки и образования региона и страны огромен. Но как подлинный российский интеллигент, всесторонне образованный и широко мыслящий, Герман Платонович предан всей душой искусству. Его супруга Галина Вяткина-Борейко – народная артистка РСФСР, с 1955 по 1981 гг. была ведущей солисткой балета Челябинского академического театра оперы и балета. Неслучайно Герман Платонович преподнес в дар портрет хореографа, с которым сотрудничала Галина Михайловна.
Херардо Виана Гомес де Фонсеа – выдающийся хореограф испанского происхождения (1925-2013 гг.), родился в стране басков. Его судьба удивительна. Он, сын шахтера, был одним из тысяч испанских детей из семей рабочих, которых эвакуировали в СССР во время гражданской войны в Испании. Их спасали от бомб фашистского диктатора Франко. Новая Родина дала ему прекрасное образование в городе на Неве, он стал хореографом. Херардо своей самой большой удачей считал приглашение поставить балет во всемирно известном Мариинском (тогда Кировском) театре оперы и балета (Ленинград – Санкт-Петербург). Постановка балета «Испанские миниатюры» имела огромный успех, в нем были представлены танцы из различных провинций Испании. Хореограф получил известность и приглашения ставить «Испанские танцы» во многие театры страны. В 1974 г. состоялась постановка балета и в Челябинском академическом театре оперы и балета им. М. И. Глинки. Портрет челябинского художника Я. Корсунского запечатлел Херардо как раз в этот момент его творческой жизни.
Для деятельности Зала искусств, существующего с 2003 г., дар Германа Платоновича – знаковое событие. Именно он горячо поддержал создание в университете этого нового культурного центра. Сразу же определились и задачи формирования художественной коллекции. За 21 год организовано более 200 выставок, наиболее значимые – это совместные экспозиции с Российской академией художеств, Государственным Русским музеем, Нижнетагильским, Челябинским и Екатеринбургским музеями изобразительного искусства, посольствами США, Германии и Чехии. Отметим выставки, направленные на приобщение к мировым достижениям искусства и науки - «Западноевропейская гравюра XVI в.»; «Мадонна Рафаэля из Нижнего Тагила», «Горное озеро на Урале» А. М. Васнецова из собрания Русского музея (Санкт-Петербург). В 2023 г. ко Дню Победы в Зале искусств ЮУрГУ была представлена выставка «Великий День Победы», главным экспонатом которой являлось масштабное полотно, обладающее всемирной известностью – картина «Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии» (1945–1946) творческого коллектива советских художников Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов) из собрания Челябинского государственного музея изобразительных искусств.
Сегодня коллектив кафедры теологии, культуры и искусства, сотрудники Зала искусств, искусствоведы города работают над монографией, в которой будет обобщен более чем 20-летний опыт работы уникального культурного центра. Все они испытывают огромную благодарность за понимание значения работы по художественному просвещению студенчества, за ту поддержку, которую Герман Вяткин оказывает этому направлению в жизни университета.