20 марта Политехнический институт ЮУрГУ посетил доктор технических наук, профессор, научный руководитель Межвузовской студенческой инженерно-технологической корпорации (МСИТК) Дмитрий Онищенко.
Цель корпорации – объединить студентов и молодых учёных из разных образовательных организаций технической направленности для разработки и производства инновационных продуктов, способных стать локомотивами системного развития промышленных отраслей и науки. Наряду с такими известными вузами, как Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана и Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), в неё входит и ЮУрГУ.
Дмитрий Олегович встретился с преподавателями и студентами автотранспортного направления Политехнического института. Это не первый визит учёного в Челябинск и ЮУрГУ. По его отзывам, вуз и студенты производят замечательное впечатление.
«Мне нравится, когда у ребят горят глаза, когда они стремятся получить знания, когда они готовы участвовать в интересных инженерных проектах, – сказал Дмитрий Онищенко. – Всегда хочу донести до студентов мысль: в каждом техническом вузе – своя инженерная школа, со своей изюминкой – и эту школу нужно развивать, нужно передавать огонь знаний».
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой автомобильного транспорта ЮУрГУ Юрий Рождественский рассказал гостю университета о научной работе, передовых проектах возглавляемой им кафедры и автотранспортного направления в целом, продемонстрировал работу лабораторий, а также созданные и создаваемые руками студентов автомобили, в том числе электробагги.
В числе вопросов, обсуждавшихся в ходе встречи, – уровень знаний абитуриентов и выпускников, подготовка кадров для отечественной промышленности и науки, стимулирование интереса студентов к занятиям научно-технической деятельностью, а также ставшие особенно важными в нынешних реалиях проблемы импортозамещения.
Особый акцент был сделан на проектах создания гоночных автомобилей класса «Формула Студент» (Formula Student). Соревнования таких машин, разработанных в вузах, проходят в разных странах. Это движение бурно развивается. Университетские команды, в которые входят управленцы, инженеры, экономисты, сами выдвигают идею нового болида – и сами воплощают её в жизнь. Конечно, применяются различные решения, в том числе инновационные, но в рамках технического регламента. «Формула Студент» – это битва вузов, идей, умов. Основная задача соревнований класса «Формула Студент» – научить ребят применять полученные в университете знания на практике, работать в команде над сложными комплексными проектами. Молодые люди участвуют во всех этапах создания изделия – от замысла до рабочего образца, разрабатывают технические решения, делают чертежи, используя современные компьютерные программы, проводят испытания – на стендах и в реальных условиях. Для этого требуется высокий уровень подготовки – такой, который обеспечивает ЮУрГУ. Важно, что этим проектом занимаются студенты разных курсов – старшие товарищи передают опыт младшим, а те, в свою очередь, следующим. Существенно и то, что таких ребят потом весьма охотно берут на работу.
Говорилось ещё об одном масштабном проекте – родстере «Крым». По замыслу это бюджетный молодёжный автомобиль полностью на отечественной компонентной базе. Если болиды класса «Формула Студент» предназначены исключительно для гонок, то родстер «Крым» – машина для дорог общего пользования. Над этим проектом трудятся студенты разных вузов – включая ЮУрГУ. Образец родстера, пока ещё не полностью готовый, показали гостю.
Дмитрий Онищенко пояснил, что в стране создано Межвузовское студенческое конструкторское бюро – в его составе почти три десятка российских вузов, а также вузы Белоруссии и Узбекистана – и ребята из ЮУрГУ в скором времени включатся в его работу. Он характеризовал итоги встречи как положительные: найдено много точек соприкосновения по различным вопросам, учёные обсудили планы дальнейшего взаимодействия по ряду тем.