Повышением квалификации преподавателей ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ университет занимается с тех, уже далёких, времён, когда ректором вуза был Виталий Мельников. ЧПИ, возникнув как локально востребованный вуз, стремился к региональному признанию и специализировался главным образом на обучении, а не на исследованиях.
Главной задачей ректората было обеспечить качество образования – а для этого требовалась образовательная среда, в благоприятной обстановке которой для участников учебного процесса наглядно раскрывалась бы достижимость успешного взаимодействия студента и преподавателя в процессе учёбы. Стало понятно: чтобы активизировать обучение и помочь студентам проявить свои творческие способности, преподавателю недостаточно знать свой предмет и ясно его излагать – нужно ещё и педагогическое мастерство, основанное на знании психологических и возрастных особенностей студентов. Именно этого не хватало преподавателям технических кафедр, состав которых периодически пополнялся собственными выпускниками, чья подготовка таких знаний не предусматривала.
Видимо, это послужило причиной инициативы Минвуза СССР о необходимости повышения педагогического мастерства, научно-методического и идейно-теоретического уровня преподавателей. В инструктивном письме Министерства, изданном в 1976 году, говорилось, что каждый преподаватель обязан пройти одну из форм повышения квалификации в течение пяти лет, а удостоверение, подтверждающее это, должно было учитываться при переизбрании преподавателя на очередной срок.
Ректор Виталий Мельников дал добро на организацию факультета повышения педагогической квалификации, который начал работу в первый четверг октября 1977-го. Начинали трудно. Мало кто из преподавателей имел опыт, близкий к последним достижениям в области психологии и педагогики высшей школы. Нас поддержали кандидаты и доктора наук из вузов Каунаса и Риги, Москвы и Ленинграда, Киева и Тюмени, Новосибирска и Красноярска. Были среди них и научные сотрудники НИИ высшей школы. Случайно сохранился список тем первых занятий факультета: «История высшего образования», «Педагогические теории», «Техническое образование в зарубежной высшей школе», «Структура и анатомия вузовской лекции», «Графическое высказывание», «Выставка “Москва – Париж”» из цикла «Культура педагога», «Сущность системного подхода к учебному процессу», «Личность педагога и личность студента» (причём личность педагога разбиралась по результатам анкетирования слушателей факультета). В этом перечне многое связано с запомнившимися слушателям именами двух доцентов Московского авиационного института – В. Н. Арбузова и Э. В. Иоча.
Судьба тоже шла нам навстречу. В институт пригласили кандидата психологических наук Ю. С. Багимова. Вместе со своей ученицей, кандидатом психологических наук З. А. Шакуровой, он создал кафедру прикладной психологии, что сразу сказалось на жизни института. На кафедре сопротивления материалов обнаружился самородок – кандидат технических наук С. М. Перекальский. Он увлекался педагогикой и практически воспел это направление повышения квалификации слушателей факультета, настолько разноплановой была тематика его занятий, где он всегда приводил примеры из собственной практики. По инициативе доцента Б. Н. Христенко на кафедре экономики и организации машиностроительного производства была открыта лаборатория деловых игр и активных методов обучения. Вот где слушатели факультета не раз испытывали сожаление от того, что время занятия истекло! Игра в форме командного соревнования даже среди преподавателей мало кого оставляла равнодушным. Были увлеченность, азарт, скорость принятия решений – но кому-то всегда выпадало отстать. Помнится, что это время совпало с началом преподавательской деятельности сына Бориса Николаевича. Виктор Борисович выступал ведущим координатором наших занятий. Факультет начал уверенное восхождение по S-образной кривой своего развития.
Наступил следующий этап истории университета: пост ректора занял Г. П. Вяткин. В 1989-м на базе ЧПИ учредили Челябинский региональный центр высшей школы, и ФППК реорганизовали в факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ.
В ходе реорганизаций того периода ФПК оказался под патронатом научно-методического отдела, которому поручалось сосредоточиться на проблемах совершенствования учебного процесса путем обобщения и внедрения инновационных технологий обучения. Благодаря Тамаре Парубочей, руководившей этим отделом, ФПК попал в нужное место и в нужное время. Её внимание, забота и настойчивость сделали работу факультета более целенаправленной, успешной и заметной для руководства.
Существовал порядок, по которому рефераты слушателей факультета направлялись начальнику Учебно-методического управления Г. И. Калягину, а он адресно направлял их на рецензирование по кафедрам. Рефераты с рецензиями возвращались в УМО, и здесь отбирались достойные публикации в сборниках лучших работ слушателей ФПК. Вышло четыре сборника.
Вместе с вузом, теперь уже Челябинским государственным техническим университетом, переживал ФПК трудности перестроечного периода. Герману Вяткину удалось спасти технические факультеты, распахнув двери университета для гуманитариев. Скептиков было немало – но в итоге получился Южно-Уральский государственный университет.
Новый ректор Александр Леонидович Шестаков нацеливал вуз на участие в конкурсе на соискание статуса национального исследовательского университета и планировал вывести ЮУрГУ на мировой уровень. Для решения амбициозных задач нужна была консолидация сил всех факультетов.
От Рособразования шли сигналы озабоченности проблемой дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. В связи с этим все структуры повышения квалификации университета в 2004-м объединились в Институт дополнительного образования (ИДО). С 2005 года его возглавила кандидат технических наук, доцент Ирина Волошина. Факультет повышения квалификации стал одним из направлений деятельности ИДО и закончил свою историю.
В рамках программы Министерства образования и науки ЮУрГУ поступило предложение принять участие в мобильном повышении квалификации профессорско-преподавательского состава вузов России в качестве одного из 28 «базовых» университетов. Видимо, Ирина Мосичева (ныне заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России) сочла возможным рекомендовать включение ЮУрГУ в их число. Наши полномочия охватывали регион Урала и Поволжья. Институту дополнительного образования поручалось реализовать программы повышения квалификации по приоритетным направлениям для преподавателей «линейных» вузов, командируемых в «базовые».
Четыре раза ИДО становился победителем конкурса Минобрнауки РФ на право войти в такую программу, более 600 преподавателей приняли в ней участие. В учебных заведениях 60 городов живёт, надеемся, память о ЮУрГУ.
Последний период деятельности направления «Внутреннее повышение квалификации» проходил под влиянием инновационных идей руководящей элиты. Необходимо было содействовать осуществлению амбициозных замыслов ректората: вывести университет на уровень мирового признания.
Через недоверие сомневающихся прорвался энтузиазм сторонников дистанционного обучения. Замыслы были давно, и наконец подоспели возможности: электронное обучение стало входить в практику в университете. Тому способствовали и разработки слушателей направления «Внутреннее повышение квалификации». Теперь онлайн-занятия на портале «Дополнительное образование ЮУрГУ» стали повседневной реальностью. «Внутреннее повышение квалификации» профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета в этот период направляла Т. В. Саранская, бывший заместитель декана ФПК. Ей удалось воплотить в реальность многие из наших замыслов.