28 июля в России отмечают профессиональный праздник специалисты в области PR. Каким должен быть современный PR-специалист? Какими навыками и знаниями он должен обладать? С какими трудностями можно столкнуться в работе? Об этом и многом другом рассказал начальник отдела оперативной информации Управления пресс-службы и информации Правительства Челябинской области, выпускник кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью ИМСГН ЮУрГУ Роман Маклаков.
– Роман Евгеньевич, почему вы выбрали профессию PR-специалиста?
– С этой профессией меня познакомил отец, можно сказать, что я пошел по его стопам. Я был уже в осознанном возрасте, когда он учился, добивался карьерных успехов. К тому же, я активный человек: в школе участвовал в ученическом самоуправлении, в мероприятиях, а также пробовал себя на школьном телевидении, где, кстати, работали выпускники ЮУрГУ. В общем, стечение жизненных обстоятельств привело меня к этой профессии, и я решил поступать в ЮУрГУ.
– Почему вы выбрали именно Южно-Уральский государственный университет?
– Известно, что ЮУрГУ – это ведущий вуз Челябинской области. Поэтому была цель поступить именно сюда. На это были направлены все силы при подготовке к экзаменам. Честно, для меня не существовало других вузов. Было желание поступить только в ЮУрГУ.
– Как вы считаете, важно ли в этой профессии профильное образование?
– Конечно, есть люди, которым это дано от природы, у них есть талант, и несмотря на то, что они не учились профессии PR-специалиста, довольно успешно работают. Но все же, для тех, кто не получил профильное образование, закрыты двери во многих организациях. Потому что профессию нужно знать, а без подготовки, без особых компетенций, которые можно получить только в университете, работать сложно, а иногда и просто невозможно. В любой профессии все строится на базовых знаниях. Поэтому основа успеха – это качественное образование.
– У вас были любимые преподаватели в университете?
– Я благодарен всем преподавателям, которые вели у нас занятия. Каждый из них внес свой большой вклад. Все преподаватели профессиональных дисциплин настойчиво, целенаправленно и качественно прокачивали наши знания и навыки. Они всегда старались дать студенту максимум. На кафедре журналистики, рекламы и связей с общественностью ИМСГН ЮУрГУ очень сильный преподавательский состав. Когда мы учились, я понимал, что получаю комплексные теоретические знания, которые потом мне помогут на практике. Конечно, необходим и опыт, но база, полученная в университете, играет большую роль.
– Какие знания и навыки, полученные в вузе, оказались для вас самыми полезными?
– Прежде всего, теоретические основы профессии, а также умение находить и анализировать информацию. Специфика работы связана с тем, что нужно в конкретные сроки найти и обработать информацию, сконцентрироваться на задачах, подготовить материал. Благодаря тому, что в университете все это приходилось делать, сейчас мне удается работать с большим потоком информации. Часто стоит задача, например, написать пресс-релиз, и сразу вспоминаю, как нас этому учили в университете.
– Когда вы учились на последних курсах, уже знали, в какой области будете работать?
– Нет, я тогда даже и не думал о том, что буду работать в пресс-службе правительства. После выпуска из университета я год работал в школе педагогом-организатором. Потом появились вакансии в пресс-службе правительства, и я подал документы на конкурс, который успешно прошел.
– Расскажите о специфике своей работы.
– Наш отдел, в основном, занимается освещением деятельности губернатора и правительства Челябинской области. Наша задача – рассказать о ежедневной работе губернатора, членов правительства, вице-губернатора и т. д. Самое интересное, что было в моей работе, – это подготовка трех визитов президента Российской Федерации. Это сложная организационная деятельность, необходимо было решить множество задач, начиная от создания и формирования пресс-центров до сопровождения федерального пула, проведения встреч, организации логистики.
– С какими трудностями вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности?
– Я считаю, если ты выбрал такую профессию, то для тебя не должно быть сложностей. Нужно уметь найти выход из любой ситуации! Неоднократно за несколько часов мы решали достаточно сложные задачи. Иногда сталкиваешься с такими ситуациями, которые кажутся нерешаемыми, но, шаг за шагом, справляешься с ними. В нашей работе нет таких понятий, как «не получилось» или «не смог сделать».
– Есть ли место творчеству в вашей работе?
– Конечно, есть универсальные подходы, например, при проведении протокольных мероприятий – это стандартные совещания, выезды, встречи. Но много и специальных задач, для решения которых приходится «включать» голову и применять творческий подход.
– Как вы считаете, какими качествами должен обладать современный специалист в области рекламы и связей с общественностью?
– Коммуникабельность и стрессоустойчивость – это два главных качества, которые необходимы в нашей профессии. Кроме того, важно уметь договариваться, корректно принимать отказ. Также для PR-специалиста важно всегда быть в курсе повестки: и новостной, и профессиональной. Сегодня медиапространство очень быстро развивается, необходимо следить за трендами профессии.
– Если бы вы могли вернуться на первый курс, что бы поменяли?
– Я пошел по тому пути, по которому и хотел. И, если бы мне пришлось еще раз выбирать профессию, то я бы выбрал ее снова. Конечно, исправил бы некоторые ошибки, о которых знаю сейчас, но не изменил свой путь. Я испытываю удовольствие от своей работы, мне нравится то, чем я занимаюсь.
– Роман Евгеньевич, что бы вы могли посоветовать студентам и выпускникам кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью ИМСГН?
– Старайтесь найти то направление, которое вам больше всего нравится. Особенно важно проходить практику и стажировки, там вы точно поймете, подходит вам выбранная профессия или это не ваш путь. Учитесь, получайте знания, развивайте навыки и умения, наблюдайте за успешными людьми, тренируйте насмотренность. Начните развивать свою карьеру еще в студенчестве.