Поэт многогранный: День памяти Владимира Высоцкого

25 июля — знаковый день для тех, кто восхищается творчеством Владимира Высоцкого (1938–1980), поэта, барда, актёра театра и кино. Человек с непростой судьбой, Высоцкий прошёл короткий, но яркий жизненный путь, оставив после себя сотни стихотворений и песен, сыграв несколько десятков ролей, принёсших ему мировую известность. О том, насколько ценно и популярно творчество Высоцкого, о его судьбе и ключевых произведениях рассказал доцент кафедры русского языка и литературы Южно-Уральского государственного университета Денис Пелихов.

 

— Когда произносят имя Владимира Высоцкого, вы в первую очередь представляете его как поэта, барда или актёра?

— Сам Владимир Высоцкий в беседе с журналистом Валерием Перевозчиковым сказал, что ему трудно ответить на этот вопрос, поскольку он занимается разными жанрами и элементами искусства и пытается сделать из них синтез. Это говорит о том, что Высоцкий совершенно ясно сознавал синтетичность своего творчества — неразрывную связь слова, музыки и действия, то есть актёрской игры, поскольку, исполняя свои песни со сцены, он проигрывал их, вживаясь в роли своих персонажей, что хорошо заметно не только в кинохрониках, но даже и в аудиозаписях. Возможно, именно по причине синтетичности его творчества, тексты песен Высоцкого трудно порой отделить от голоса автора и уж совсем непривычно воспринимать их, когда они звучат в исполнении других артистов.

Но для меня Владимир Высоцкий — это прежде всего поэт. Поэт многогранный, обладающий не только широким жанровым и тематическим диапазоном, но и, если говорить в сугубо научных, стиховедческих терминах, богатым метрическим и строфическим репертуаром. Кроме того, Высоцкий — поэт «литературный», что не всегда замечают даже те, кто, казалось бы, хорошо знаком с его творчеством. В его текстах мы обнаруживаем множество отсылок к литературным произведениям различных эпох. Какие-то из этих реминисценций очевидны («Песня о Вещем Олеге», «Лукоморья больше нет», «Песня о Вещей Кассандре»), а какие-то скрыты и обнаруживаются далеко не с первого прочтения или прослушивания. К примеру, слыша строки «Дождь — как яд с ветвей — / Недобром пропах» из песни «Погоня», далеко не каждый, я уверен, вспомнит первоисточник этого образа — пушкинское стихотворение «Анчар» («…С его ветвей, уж ядовит, / Стекает дождь в песок горючий»).

Литературное мастерство Высоцкого, его работа над языком отмечалась многими. По мнению Иосифа Бродского, на слушателя оказывает воздействие не столько содержание песен Высоцкого, сколько языковая фактура его стихов. И действительно, если мы, слушая его песни, будем не только воспринимать их содержание, но и обращать внимание на то, как они, говоря словами Маяковского, сделаны, то услышим и разнообразие стихотворных ритмов, и удивительную фонику стиха (звуковые повторы, обилие составных рифм), и тонкую работу с русской фразеологией, и языковую игру (особенно в детских песнях, которые были написаны им для радиоспектакля «Алиса в Стране Чудес») — всё то, что делает его песни настоящей поэзией.

— Высоцкий, безусловно, кумир советской эпохи. А почему, на ваш взгляд, его творчество столь популярно и в наши дни?

— Многие песни Владимира Высоцкого действительно можно назвать зеркалом советской эпохи. В них нередко показаны заботы и стремления обычных, ничем не примечательных людей того времени (вспомним хотя бы «Диалог у телевизора» или менее известную, но не менее характерную для него «Песню завистника»). Да и сам язык Высоцкого неотделим от языка той эпохи: во многих его сатирических песнях комически обыгрываются устойчивые фразы и лозунги того времени («В семилетний план поимки хулиганов и бандитов / Я ведь тоже внёс свой очень скромный вклад», — говорит о себе в одной песне арестованный вор-рецидивист). И тем не менее песни Высоцкого пережили своё время и по-прежнему остаются популярными. Я думаю, что причина этого не только в жанровом разнообразии его произведений или в их широком тематическом диапазоне, когда среди множества его песен каждый может найти что-то на свой вкус. Главная причина, на мой взгляд, заключается в универсализме его поэзии, в её экзистенциальном наполнении, на что не раз указывал и сам Высоцкий. На одном из концертов, говоря о том, почему он так часто обращается к теме войны, поэт сказал: «Я стараюсь выбирать для своих песен людей в самой крайней ситуации. Вот если говорить о символе всех этих песен, то это „Вдоль обрыва по-над пропастью”». И я думаю, что именно экзистенциальная напряжённость многих стихов, густота мысли, а также поэтический язык Высоцкого и способствуют тому, что интерес к этим песням не ослабевает у слушателей и сегодня.

— Какие ваши любимые произведения Высоцкого и почему?

— Мне ближе всего зрелое творчество Высоцкого, те стихотворения и песни, в которых не только выражены важные мысли мировоззренческого характера, но и видна колоссальная работа поэта над словом. Среди любимых песен я бы назвал «Райские яблоки», «Балладу о брошенном корабле», «Песню канатоходца», «Две судьбы», «Памятник». Среди любимых стихотворений (а Высоцкий писал не только песни, но и стихотворения, а также прозу) — «Упрямо я стремлюсь ко дну…», «Мой Гамлет», «Меня опять ударило в озноб», «Две просьбы», «Енгибарову — от зрителей». Последнее из перечисленных стихотворений посвящено памяти советского клоуна-мима и талантливого литератора Леонида Енгибарова, который ушёл из жизни тоже 25 июля, только на восемь лет раньше Владимира Высоцкого.

— Поделитесь, пожалуйста, интересными фактами биографии и творчества Владимира Высоцкого.

— К сожалению, я не могу назвать себя знатоком биографии Владимира Высоцкого, все знания о его жизни почерпнуты мной из книг и документальных фильмов. В основном это были книги и фильмы, содержащие воспоминания близких людей, а поскольку человеческая память несовершенна, то в этих воспоминаниях встречались порой противоречащие друг другу факты. По поводу слухов о себе (кстати, к этой теме Высоцкий обращался неоднократно) он иронично высказался в «Песенке киноактёра»:

Сколько версий, сколько спора

Возникает тут и там!

Знают про киноактёра

Даже больше, чем он сам.

Поэтому я не стану повторять вычитанное мной когда-то из книг, но всё же расскажу об одном факте, который нам, уральцам, думаю, особенно интересен. Дело в том, что с Уралом связаны не только детские годы Владимира Высоцкого (во время войны с 1941 по 1943 г. он жил вместе с матерью, Ниной Максимовной, в селе Воронцовка Бузулукского района Оренбургской области), но и отчасти его посмертная судьба. Дело в том, что в Екатеринбурге существует музей Владимира Высоцкого (второй в нашей стране), в котором находится один из его автомобилей — знаменитый серо-голубой «мерседес», запечатлённый на некоторых архивных записях. Долгое время этот автомобиль считался пропавшим, однако его отыскал, выкупил и отреставрировал бизнесмен и меценат Андрей Гавриловский. Рядом с этим автомобилем в музее находится и единственная в мире восковая фигура Владимира Высоцкого.

— Что бы вы порекомендовали прочесть, послушать у Высоцкого, какие фильмы с его участием посмотреть?

— Наверное, у каждого, кто соприкасается с творчеством Высоцкого, формируется свой круг любимых песен и стихов, и, если я посоветую почитать и послушать то, что нравится мне, это отнюдь не гарантирует того, что эти же произведения будут поняты и оценены по достоинству другими людьми. Как справедливо отмечает исследователь творчества поэта Владимир Иванович Новиков, разговор о Высоцком нельзя вести на основании десяти песен. К тому же Высоцкий разный: кому-то ближе юмористические и сатирические произведения, кому-то — более серьёзные вещи. Если вести речь о программных текстах, мимо которых, говоря о поэзии Высоцкого, пройти нельзя, то это «Я не люблю», «Охота на волков», «Песня канатоходца», «Кони привередливые», «Мой Гамлет», «Памятник», «Райские яблоки». А что касается фильмов, то я бы посоветовал посмотреть прежде всего кинокартину «Вертикаль», в которой впервые с экрана прозвучали песни Владимира Высоцкого, и телевизионный фильм «Место встречи изменить нельзя», где почти в каждой серии он, будучи исполнителем главной роли (за исполнение которой посмертно был удостоен Государственной премии СССР), находится в центре зрительского внимания.

Анастасия Кунгурцева
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.