Продолжаем знакомиться с успехами выпускников Южно-Уральского государственного университета. О студенческих годах, важности выбора направления и карьере рассказали выпускницы направления «Филология» ЮУрГУ Наталья Дубовая и Екатерина Сергеева.
Наталья Дубовая
– Чем запомнилась вам учеба в ЮУрГУ на направлении «Филология»?
– Для меня любое обучение – это в первую очередь люди. И поэтому филология не стала исключением. Мои самые яркие воспоминания связаны с людьми – моими одногруппниками и преподавателями. Я считаю, что кафедра задает общую атмосферу для того, какие люди вообще приходят сюда учиться. С общими ценностями, взглядами на мир. Я до сих пор помню это ощущение, что на кафедру ты приходишь как к условно мамам и папам – посоветоваться, поболтать, обсудить и учебу, и жизнь. Я считаю, что именно такой подход формирует крутую возможность для обучения. На нашей кафедре всегда чувствовалась атмосфера принятия. Ты точно знал, что твои мысли будут поняты и поддержаны. Только так и можно развиваться, проходить через сложное и придумывать новое. Даже сейчас, когда я думаю про Челябинск и возможный приезд туда «в гости» – я думаю про кафедру в том числе. «Нельзя просто так взять и не зайти на родную кафедру, когда приезжаешь в Челябинск». И второй аспект – это, конечно, сама база знаний. Те дисциплины, которые мы изучали, и тот объем книг, который был прочитан.
– Как филологическое образование помогает вам реализоваться в профессиональной сфере?
– Я сценарист кино и теперь еще и анимации. Иногда выступаю креативным продюсером в своих проектах. Но в последнее время больше пишу.
Каждый раз, когда я говорю, кто я по профессии, я всегда упоминаю образование. Киваю с улыбкой: базово я филолог. Не было еще ни одного случая, когда это не вызвало б уважения. Мне кажется, когда ты учишься, то в процессе еще не понимаешь, как эта база и комплекс из прочитанных книг помогает тебе в итоге в жизни. Делает тебя разносторонним человеком, который пропитан культурой насквозь. Даже если ты половину из заданного прочтешь, все равно будешь на шаг вперед. Ты будешь в контексте мировой культуры. И это важно. Ты будешь видеть процессы, которые происходили на протяжении веков и которые были отражены в литературе. Писатель должен иметь эту базу. Это примерно так же, как знать своих предков, свою родословную. Видеть, что и как люди придумывали до тебя.
Еще это помогает легче отвечать на замечания в стиле «это уже было», когда люди говорят о сюжетах. И я легко могу ответить: «Конечно, было». Это нормально и важнее личностное отношение автора, а не сам тип сюжета. Начитанность точно помогает и в аргументации.
– Помогает ли вам филологическое образование в повседневной жизни, общении?
– В целом любое образование становится частью тебя, а следовательно, твоей жизни. И поэтому филология просто когда-то встроилась в меня и уже через эту призму я мир и воспринимаю. Тоньше, глубже, принимающе. Я помню, что у нас был стих-песня во времена учебы про то, что «если есть в тебе жилка филолога, значит…». Не помню, что было дальше. Но вот эту «жилку филолога» я нет-нет да упоминаю в разговорах.
Иногда мне кажется, что я просто бы всех людей отправляла учиться филологии, чтобы они могли точнее воспринимать мир и язык, на котором он разговаривает.
– Что бы вы сказали, обращаясь к себе-первокурснику?
– Не бойся, что тебе это не пригодится. Будь любопытным. И слушай себя. Но в целом я знаю, что взяла от учебы все: и само обучение, и людей, и участие в конференциях, и все наши КВНы, и мероприятия. Мы были такой группой, которая брала от учебы все, поэтому я даже не могу придумать, что бы такого сказать. Я как первокурсник брала все и счастлива от этого. Возможно, пожелать еще больше наслаждаться процессом.
– Какие советы вы можете дать филологам 1 курса с позиции вашего профессионального статуса?
– Не бойся, что тебе это не пригодится. Будь любопытным. И слушай себя (и это не копипаст, это намеренное самоцитирование).
Филология – это не ограничение, а возможность. Не узконаправленная деятельность, а база. Это возможность читать огромное количество книг и обсуждать их с умными людьми. Потом такого периода, скорее всего, не будет.
Я помню, что мне было страшно, что с моей профессией мне некуда будет себя деть. И мне не хотелось идти в науку или преподавать. А потом оказалось, что любая моя работа, завязанная на текстах, опиралась на то, что я получила во время учебы. Это стало моим бонусом. Суперсилой.
Да, я развивала новые скиллы под новые специальности. Но, кажется, это примета времени? Да и вообще живого ума. Поэтому мое любопытство и опора на классическое образование вывели меня туда, где я есть, и я точно думаю, что это не финал.
Екатерина Сергеева
– Чем запомнилась вам учеба в ЮУрГУ на направлении «Филология»?
– Невероятным драйвом. Бытует мнение, что филолог – довольно скучная профессия. Когда я училась, друзья шутили надо мной, называя «книжным червем». Разумеется, я не обижалась, потому что знала, насколько далеки они от истины! Годы учебы были наполнены звонким смехом от множества репетиций каких-то спектаклей, горячими спорами на семинарах, бесконечными обсуждениями прочитанного. Было очень весело и по-домашнему тепло. Уют и гостеприимность родной кафедры до сих пор живет во мне светлым воспоминанием. Педагоги нас очень поддерживали – это, как оказалось, большая редкость.
Запомнилось очень много «экзотических» дисциплин. На какой еще специальности тебе посчастливится прикоснуться к старославянскому, польскому языкам, латыни, изучить диалекты?
Мы были первыми филологами ЮУрГУ, поэтому чувствовали невероятный груз ответственности! Важно было не подвести тех, кто так много в нас вкладывал. Помню, как мы сочиняли Гимн филологов на 1-м курсе – он прожил с нами до вручения дипломов. Не забыла и клятву филологов – пока ни в чем ее не нарушила, хоть и читать стала в разы меньше из-за тотальной занятости. А для филолога это большая боль. Так что наслаждайтесь моментом!
– Как филологическое образование помогает вам реализовываться в профессиональной сфере?
– Я работаю в сфере медиакоммуникаций. А именно возглавляю пресс-службу Южно-Уральской железной дороги. Филологическое образование считаю очень крепким фундаментом для этого направления. И на вакантные должности в своем подразделении всегда предпочитаю брать именно филологов. Аргументы такие: филология дает более фундаментальное образование, на мой взгляд. Люди этой специальности гораздо лучше чувствуют текст, понимают, как работать с фактурой, имеют широкий кругозор. Это базис – на него можно надстроить любые необходимые мне «скиллы». А вот заставить вчерашнего студента другой специальности вызубрить справочник Д. Розенталя или научить писать тексты с нуля – задачка «со звездочкой».
– Помогает ли вам вам филологическое образование в повседневной жизни, общении?
– Считаю, что да. Здесь логика очень проста – человек, который много читает, как правило, хорошо говорит. Грамотная речь, умение выстроить диалог, четко аргументировать свою позицию – во многом определяют твой личный и профессиональный успех!
– Что бы вы сказали, обращаясь к себе-первокурснику?
– В первую очередь, я бы предостерегла себя от опасной иллюзии, что какие-то знания я получаю зря и они мне точно не пригодятся в будущем. Это большая ошибка. Мы никогда не знаем, куда выведет нас линия жизни и что в ней окажется полезным. Я бы объяснила себе, что не будет более удобного и подходящего времени напитываться информацией и получать навыки, которые станут основой твоей карьеры. Потом всегда будет некогда! Лучшее время – сейчас! Я бы сказала себе максимально жестко – учи историю! Глубокое знание литературы и истории даст тебе огромную фору!
– Какие советы вы можете дать филологам первого курса с позиции вашего профессионального опыта?
– Наверное, я кого-то расстрою. Но тем, кто хочет добиться успеха, предстоит учиться всю жизнь. Мы живем в мире, где рынок труда и требования к соискателям меняются со скоростью света. Поэтому самый главный навык сегодня и навсегда – «умение разучиваться и переучиваться», как сказал известный футуролог Элвин Тоффлер. Так что будьте на низком старте и готовьтесь присоединиться к системе непрерывного образования. Учитесь учиться с удовольствием, и тогда все будет не в тягость!
Присмотритесь к тренду на мультипрофессии. Все больше компаний ищут сотрудников гибридных специальностей. Скажу проще: если ты, например, журналист, но владеешь навыками верстальщика или монтажера – у тебя неоспоримые преимущества перед конкурентами. Ты представитель классического «PR»? Извини: работодателю интереснее взять на работу того, кто плюсом имеет опыт в SMM, умеет делать мультимедийный контент и отлично фотографирует. Поэтому получайте дополнительные навыки при любой возможности! Сейчас для этого есть миллион возможностей: вебинары, онлайн-лекции, образовательные платформы и пр.
Значительная часть моей команды сейчас – те, кто когда-то студентом приходил к нам на практику и проявил себя. Не надо недооценивать этот инструмент. Компании заинтересованы в перспективных работниках. И мы за ними охотимся!
Все правильные и традиционные активности студентов пойдут вам в безусловный плюс. Участие в олимпиадах, научные статьи, стажировки, дискуссионные клубы – то, что «прокачивает скиллы» и обращает на себя внимание в резюме!
Опыт работы – это валюта на все времена. По себе знаю, что филологам совмещать работу с учебой практически невозможно – сказывается большая нагрузка. Но если есть возможность поработать, например, летом в смежной сфере – издательство, газета, пресс-служба, – дерзайте! На этом этапе не важна зарплата – важно формирование связей и профессиональных навыков. Испытание боем – лучшее испытание!
Ну и главное, дорогие первокурсники, – пытаясь выполнить все вышеперечисленное, не забывайте ЖИТЬ: влюбляться, мечтать, находить верных друзей, путешествовать, удивляться… Без этого ничего не имеет смысла!