Это путешествие стало одним из первых, реализованных в рамках федеральной программы «Открываем Россию заново». Заявка на экспедицию выиграла в конкурсе благодаря актуальности сформулированной темы – в этом году празднуется 130-летний юбилей Транссиба. Эта железнодорожная магистраль сыграла огромную роль в истории страны, Урало-Сибирского региона и нашего города – Челябинска.
Историческое значение Великого Сибирского пути и впечатления участников экспедиции оказались в центре обсуждения 7 ноября 2022 г. на передаче «Вечерняя смена» ведущего радио «Южный Урал» Андрея Мухамадеева.
В частности, доцент Татьяна Раева отметила, что, помимо научных задач, проект носил прикладной характер, а именно: знакомство более широкой аудитории с прошлым отдаленных городов. Ведь во многом транспортная инфраструктура, в первую очередь, железнодорожные вокзалы формировали и продолжают формировать пространство локальной истории. К примеру, развитие Челябинска и Новосибирска имеет схожие черты: их превращение в крупнейшие «миллионники» на карте России началось после прокладки в этих городах ж/д путей.
Пресс-конференция экспедиции в челябинском отделении пресс-центра «Комсомольская правда» 9 ноября 2022 года проходила в формате прямой трансляции в паблике «КП» в социальной сети «Вконтакте». К участию в разговоре также был привлечен доцент кафедры, заместитель директора Областного государственного архива Челябинской области Николай Антипин, который на примерах из исторических документов показал процесс трансформации Челябинска после строительства Великого Сибирского пути.
На встречу с исполняющим обязанности ректора Александром Вагнером были приглашены не только участники экспедиции, но и все, кто помогал в ее организации: проректор по молодежной политике Вячеслав Бурматов, директор ИМСГН Лидия Лободенко, представители ВШЭУ Наталья Дзензелюк и Наталья Правдина, заведующий кафедрой социологии Елена Салганова. Организатор экспедиции Ольга Никонова представила итоги научного путешествия в цифрах и фактах: 7381 километров пути, 5 часовых поясов, 7 музеев РЖД, 5 областных архивов. В шести крупных городах – станциях Великого Сибирского пути – участники экспедиции работали в архивах и музеях. В результате экспедиция привезла с собой коллекцию исторических источников и фото- и видеоматериалы из железнодорожных музеев, фрагменты которой были представлены на встрече. Елена Салганова поделилась собранным студентами-социологами «научным багажом». Результаты анкетирования 430 пассажиров и рекомендации по улучшению работы железной дороги будут направлены в Федеральную пассажирскую компанию.
15 ноября в «Центре исторического наследия Южно-Уральской железной дороги» прошла конференция с железнодорожниками, ставшая своеобразной площадкой для подведения предварительных итогов межвузовской экспедиции. Студенты магистратуры Захар Матвеев и Евгений Кардаш рассказали о своих достижениях и поделились научными планами, а Юлия Протасова презентовала результаты социологического исследования. За выступлениями ребят с огромным интересом следили приглашенные гости – студенты челябинских ВУЗов, которые на примере экспедиции смогли убедиться, что у каждого из них сегодня существует реальная возможность воплотить в жизнь общественно значимый, интересный и необычный проект.