На базе отдыха Южно-Уральского государственного университета «Наука» состоялась выездная межрегиональная методологическая школа «Актуальные проблемы цифровой грамотности», организованная кафедрой философии Института медиа и социально-гуманитарных дисциплин ЮУрГУ.
В методологической школе приняли участие не только сотрудники ЮУрГУ – представители кафедр философии, социологии, а также Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ, но и ученые из других городов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Волгограда.
Профессор кафедры теоретической и социальной философии Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, доктор философских наук, доцент Софья Тихонова: «“Актуальные проблемы цифровой грамотности” – чрезвычайно значимое мероприятие. На наших глазах непредсказуемо меняется цифровой ландшафт медиасреды, цифровая грамотность перестает быть концептом, применяемым только к представителям культуры печатной книги, поскольку затрагивает процессы адаптации к новым сервисам и услугам. Своевременность интереса челябинских коллег к цифровой гуманитаристике трудно переоценить, так же, как и как высокий уровень проведения научного мероприятия».
Первый день методологической школы был посвящен лекциям участников, посвященным различным аспектам исследований цифрового мира. Доцент кафедры философии и методологии науки Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, к.филос.н. Денис Артамонов раскрыл специфику исторической памяти в различных социальных медиа.
И.о. заведующего кафедрой философии и методологии науки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, к.филос.н. Тарас Вархотов представил оригинальный подход к цифровым технологиям в кино.
Доцент кафедры философии науки и техники Санкт-Петербургского государственного университета, к.филос.н. Елена Чеботарева проанализировала тренды цифровых гуманитарных исследований.
Интерес и живую дискуссию участников школы вызвал доклад доцента кафедры философии ИСГН ЮУрГУ, к.филос.н. Кирилла Резвушкина, посвященный цифровой грамотности в современных условиях.
«Тема цифровой грамотности существует в академическом пространстве сравнительно недавно. В большей степени представители из области педагогических наук нацелены на решение прикладных вопросов об актуальном внедрении образовательного процесса в цифровую среду и поддержания в ней успеваемости своих обучающихся. Идея же цифровой грамотности в нашем университете направлена на поддержание мультикультурного диалога, в котором отражено уважение к различным культурам», – отметила заведующий кафедрой философии, к. филос. н. Елена Гредновская.
Во второй день состоялся методологический семинар «Актуальные проблемы цифровой грамотности», на котором были рассмотрены вопросы философское осмысление цифровых реалий, концептуальные подходы к цифровой грамотности, проблемы гуманитарной экспертизы современных цифровых технологий. В течение всех дней методологической школы проходила работа в малых группах, мозговые штурмы, дискуссии. Результатом мероприятия станут коллаборация российских ученых в проекте «Цифровая антропология», реализуемым как научное направление кафедры философии и, конечно, публикации в ведущих научных изданиях, совместные монографии и новое виденье цифрового с позиции философского и социально-гуманитарного подходов.
Доцент кафедры философии, к.филос.н., доцент Регина Пеннер: «За прикладными вопросами стоят неразрешенные фундаментальные вопросы о том, что такое цифровая среда и в чем ее принципиальное отличие от мира физических предметов; кто есть тот молодой человек, что родился и растет в мире гаджетов (“цифровой абориген”, “поколение Y или Google”); что есть цифровой субъект как “слепок” с цифровых следов от движения реального субъекта по цифровому пространству, какова связь между ними».
Мероприятие проводилось при поддержке Российского научного фонда по конкурсу «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (региональный конкурс) 22-18-20011 «Цифровая грамотность: междисциплинарное исследование (региональный аспект)».
Коллектив кафедры философии и гости школы благодарят за возможность проведения выездных научных мероприятий Дирекцию ИМСГН ЮУрГУ.