Преподаватели Института лингвистики и международных коммуникаций провели исследование и выяснили изменения в студенческой автономии во время пандемии COVID-19. Результаты исследования были опубликованы в высокорейтинговом научном журнале International Journal of Emerging Technologies in Learning.
Автономия обучения – залог развития современного образования
Сегодня автономия обучения – не просто актуальная тема для умозрительного обсуждения в профессиональном педагогическом сообществе, это вопрос выживания современной системы образования в радикально меняющейся действительности. Меняется всё: образовательный формат, стили, подходы, методы и приемы обучения, и соответственно, целевые установки. Кандидат педагогических наук Ольга Лазорак, доцент кафедры иностранных языков Оксана Белкина и кандидат педагогических наук Елена Ярославова изучили изменение студенческой автономии во время пандемии коронавируса.
В наши дни, когда пандемия сильно затронула все глобальные институты, особенно образование, автономия оказывается очень востребованной и быстро увеличивает свою долю в образовательной среде. Пространство цифрового обучения, а именно бесчисленное количество МООК, систем управления обучением (LMS), электронных курсов, предполагают высокую степень автономности обучающихся.
«Если студент правильно ориентируется в образовательном пространстве, управляет своим темпом обучения и временем, будучи мотивированным и достаточно зрелым, чтобы достичь совершенства при выполнении заданий; тогда его автономия в значительной степени способствует получению качественного образования», - поясняет Оксана Белкина.
Ольга Лазорак обращает внимание на необходимость верно расставлять акценты при автономном обучении. Если содержание обучающего электронного курса грамотно скомпоновано не только согласно методическим требованиям и образовательным стандартам, но и с учётом анализа потребностей обучаемых, принимая во внимание концепцию современного студента как «гражданина цифрового пространства», тогда результаты обучения будут максимально эффективными.
Эволюция автономии при обучении онлайн
В процессе исследования был проведен тщательный анализ данных анкетирования магистрантов курса «Иностранный язык для профессиональной деятельности». Анкетирование проводилось в несколько этапов: до введения курса, перед 2 семестром и после его прохождения. В исследовании приняли участие 75 студентов. В нем кратко описывается, как изменилась автономия обучаемых, какие атрибуты и аспекты автономии стали более значимыми, с какими проблемами студенты столкнулись во время прохождения курса.
«Анализ показал, что электронное обучение в рамках данного курса позволило поэтапно развить у студентов проактивную автономию, требующую аналитического подхода при выполнении заданий, стратегического мышления, готовности брать на себя ответственность за выбор методов, способов обучения. Таким образом, реактивная автономия, основанная на спонтанном, иногда даже непроизвольном вовлечении в обучение, когда студент плывет по течению, руководствуясь инструкциями преподавателя, трансформировалась в более эффективную, востребованную временем проактивную автономию», - резюмирует директор Института лингвистики и международных коммуникаций Елена Ярославова.
Автономное завершение курса помогло студентам развить как продуктивные (говорение, письмо), так и рецептивные (аудирование, чтение) навыки, а также повысить осведомленность о собственных сильных и слабых сторонах в процессе изучения языка. Внутренние факторы, способствующие развитию автономии обучения – индивидуальные способности, ответственность, мотивация и желание. Очевидно, что у студентов должны быть соответствующие причины для автономного обучения, основанные на опыте, планах, целях; которые предполагают развитие самооценки. Тем не менее, все вышеупомянутое может быть беспорядочным и хаотичным, если студенты не обеспечены постоянной соответствующей поддержкой преподавателя и грамотно разработанным образовательным контентом.
Модульная структура курса, различные задания и тесты для самообучения позволяют студентам самостоятельно отслеживать свой прогресс, вносить изменения в индивидуальный план работы и, в конечном итоге, способствовать формированию и развитию учебных и профессиональных навыков. Исследование показало, что, если электронный курс как основной образовательный инструмент для продвижения автономии обучения основан на ответах и предложениях студентов и поддерживается регулярной помощью грамотного преподавателя, тогда студент может сделать большой качественный прогресс в учебе.
Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) – это университет цифровых трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегией научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В Год науки и технологий ЮУрГУ стал победителем конкурса по программе «Приоритет–2030». Университет выполняет функции регионального проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМНОЦ).
Читайте нас: