Автобус, который разрабатывают специально для поездок по Арктике, скоро пройдет первые испытания. Специалисты исследуют работоспособность всех систем транспорта в экстремальных ситуациях в условиях Крайнего Севера. Проект реализуется учеными Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) и МГТУ имени Баумана в рамках работы Уральского межрегионального НОЦ.
Автобус для передвижения по Крайнему Северу разрабатывают специалисты Южно-Уральского государственного университета совместно с коллегами из МГТУ имени Баумана. Такой транспорт необходим, чтобы перевозить людей по арктическим территориям. Автобус должен работать при экстремальных температурах – минус 50 градусов и ниже, и без труда преодолевать даже бездорожье.
Сейчас такой техники в России нет. Использующиеся вахтовые автобусы бессильны перед снежными заносами, а гусеничные вездеходы не обеспечивают необходимую пассажировместимость. Уже через несколько лет ситуация изменится. По планам, к концу 2023 года проект «Арктический автобус» будет завершен, транспорт подготовят к производству. Серийный выпуск автобусов начнется в 2024 году на автомобильном заводе «УРАЛ». Это предприятие является заказчиком проекта.
В настоящий момент ученые ЮУрГУ заняты обзором существующих и поиском новых технических решений, которые обеспечат работу узлов и агрегатов автобуса. Задача специалистов – изготовить кабину, модуль и ходовую часть транспортного средства, а также подобрать материалы, которые обеспечат работу техники при низких температурах. Кроме того, ведется подготовка экспериментального образца.
«Испытания экспериментального образца запланированы на зимние месяцы, потому что именно этот период на Крайнем Севере отличается суровой погодой. В настоящее время мы разрабатываем программу методики испытаний, затем наши специалисты отправятся в Арктику на несколько недель, чтобы исследовать работоспособность и надежность различных узлов и агрегатов при работе в экстремальных ситуациях в условиях Крайнего Севера», – рассказал к.т.н., директор НИИ «Опытное машиностроение» ЮУрГУ Рамиль Закиров.
На фото: руководитель проекта со стороны ЮУрГУ Рамиль Закиров
Работа над проектом ведется в рамках Уральского межрегионального научно-образовательного центра «Передовые производственные технологии и материалы». На реализацию планируют привлечь порядка 500 миллионов рублей, включая средства Министерства науки и высшего образования РФ и АО «Автомобильный завод „Урал“».
Отметим, что в автобусе будет также жилой модуль, он необходим для полного автономного жизнеобеспечения пассажиров при аварийных ситуациях. Жилой модуль рассчитан на сутки пребывания в нем до 20 человек. Еще одна особенность арктического автобуса – возможность держаться на воде в течение часа. Этого времени должно хватить для эвакуации пассажиров и водителя.
Одновременно с разработкой арктического автобуса ведется работа над автопоездом. Это транспорт различного назначения, состоящий из кабины и функционального модуля.
На фото: предложения по разработке автопоезда
«В модуле может находиться учебное или медицинское оборудование, например, кабинеты терапевта, гинеколога, офтальмолога и кабинет забора крови. Благодаря автопоезду жители районов Крайнего Севера, в которых нет учебных или медицинских учреждений, смогут обратиться к специалистам. Без автопоезда до этих населенных пунктов просто не добраться. Главное — автопоезд гарантирует комфортные условия, потому что в функциональном модуле сохраняется оптимальная температура», – сообщил Рамиль Закиров.
Исследования в области новых технологий в числе приоритетов Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня «Передовые производственные технологии и материалы», который создан объединенными усилиями УрФУ, ЮУрГУ, КГУ, других региональных высших учебных заведений, ведущих научных организаций и промышленных корпораций Челябинской, Свердловской и Курганской областей.
Южно-Уральский государственный университет – это университет цифровых трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегией научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В Год науки и технологий ЮУрГУ победил в конкурсе по программе «Приоритет 2030». Вуз выполняет функции регионального проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМНОЦ).
СМИ о нас:
ТАСС: Арктический автобус для работы при температуре минус 50 градусов создадут в 2023 году
ТАСС: Для испытаний арктического автобуса на Крайнем Севере требуется почти полмиллиарда рублей
Интерфакс: Арктический автобус готовят к испытаниям ученые Уральского межрегионального НОЦ
Популярная механика: На Урале разрабатывают медицинский автопоезд для Арктики. Он нужен для проведения обследований в отдаленных районах