Иностранные абитуриенты, желающие обучаться в магистратуре или аспирантуре, получают шанс бесплатно учиться в Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ). Для этого нужно оказаться среди победителей международной олимпиады Open Doors. ЮУрГУ, один из ведущих вузов России и победитель проекта «Приоритет 2030», выступает организатором олимпиады.
Кандидаты и доктора наук Южно-Уральского государственного университета готовы стать научными руководителями иностранных магистрантов и аспирантов по самым разным научным направлениям.
Доктор педагогических наук, профессор Ирина Котлярова курирует программы по исследованию проблем очного, онлайн и офлайн непрерывного образования (формального, неформального и информального) будущих специалистов.
– Ирина Олеговна, какие возможности открывает эта олимпиада для университета и для научного руководителя?
– Мы можем привлечь таких аспирантов, которые уже изначально были бы готовы к ведению научной деятельности, обладали бы хорошим знанием языка, это должны быть люди, ориентированные на исследование именно в данной области. Кроме того, если рассматривать наше научное направление, то необходимы исследователи, осознающие общемировой, глобальный характер проблем в сфере образования. Например, явление цифровизации, цифровой грамотности и цифровой компетентности, применения технологий искусственного и дополненного интеллекта в сфере образования – это вопросы, которые актуальны для всего мира. Вопросы сохранения нашего окружения, развития глобального мышления, формирования готовности специалистов участвовать в процессах устойчивого развития мира – эти вопросы подлежат исследованию в современной педагогике. У нас сейчас запущено множество программ и проектов на уровне государства и на мировом уровне, реализация которых затрагивает сферу образования. С одной стороны, их внедрение позволяет решить педагогические проблемы, с другой стороны, ошибки в их практической реализации могут привести к серьезным последствиям. Исследование возможных рисков и проблем – это все лежит в области педагогических исследований.
– Чем занимаются аспиранты? Как проходит процесс обучения?
– Программа называется «Методология и технологии профессионального образования»(шифр 5.8.7), это программа, в которой исследуются проблемы подготовки специалистов для разных областей экономики, науки и вообще любой сферы профессиональной деятельности людей, т.е. проблемы высшего и профессионального образования. Если говорить о специфике аспирантуры, то важно отметить, что за последние 40 лет у нас сложилась научная школа с богатыми традициями, у нас непрерывно функционирует научный семинар по проблемам педагогики профессионального образования, аспиранты принимают активное участие в научных конференциях. Мы организуем и проводим конференции разного уровня, издаем ВАКовский журнал «Образование. Педагогические науки» («Вестник ЮУрГУ»), где публикуют свои статьи ученые, научные сотрудники и аспиранты не только нашего университета, но и других научных и научно-исследовательских учреждений.
– Имеется ли опыт работы с иностранными студентами магистратуры и аспирантуры? Как они занимаются научной деятельностью?
– Иностранцы у нас уже обучались, один аспирант, С. Мэн, успешно защитил кандидатскую диссертацию. Сейчас он декан факультета западных языков Хэбэйского профессионального внешнеторгового экономического института (КНР). Также накоплен опыт работы с иностранцами — магистрантами. В течение четырех лет формируется группа магистров, которые проходят обучение по магистерской программе по филологии полностью на английском языке, и среди них есть такие обучающиеся, которые могли бы продолжить научные исследования в аспирантуре. С иностранными магистрантами и аспирантами мы изучаем «Историю и методологию науки», «Педагогику непрерывного образования», «Технологию написания научного текста». Мы не просто читаем теорию, а пишем статьи на международные конференции, цитируемые в базах Scopus, и в высокорейтинговые журналы. Так, в прошлом году в журналах первого квартиля вышло две статьи наших аспирантов.
– Как олимпиада способствует развитию международного сотрудничества кафедры и университета с вузами других стран?
– Мы стараемся развивать международное сотрудничество с несколькими странами. Мы работаем с Южночешским университетом в Ческе-Будеёвице уже много лет, есть совместные публикации в журналах, мы организуем конференции, издаем монографии. Есть у нас и китайские, хорватские, финские партнеры. Нам важно работать с иностранными студентами, потому что есть ряд проблем, которые можно решить только сообща. Сохраняя свои национальные традиции образования, взаимно обогащаемся опытом ведения как научной, так и образовательной деятельности, поднимаю уровень качества образования в мире. Олимпиада Open Doors – это прекрасная возможность учиться друг у друга, не только совместно обогащать и развивать культуру, но и продвигать науку вперед.
Южно-Уральский государственный университет – это университет цифровых трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегией научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В Год науки и технологий ЮУрГУ победил в конкурсе по программе «Приоритет 2030». Вуз выполняет функции регионального проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМНОЦ).