- Цели и задачи дисциплины
- Цель дисциплины: систематизировать знания об основных этапах, закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса России; дать комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, её месте в мировой и европейской цивилизациях; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; способствовать выработке навыков получения, анализа и обобщения исторической информации для формирования гражданской позиции. Задачи дисциплины: - изучение основных концепций всемирно-исторического развития; важнейших достижений культуры и системы ценностей, сложившихся в ходе исторического процесса; - сформировать понимание многообразия культур и цивилизаций, их взаимодействие; место человека в историческом процессе, социально-политической организации сообществ. - сформировать навыки исторического анализа, самостоятельного осмысления исторического наследия, эффективного поиска исторической информации, ведения научных дискуссий.
- Краткое содержание дисциплины
- Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы и функции исторического знания. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности. Территория России в системе Древнего мира. Восточные славяне в древности: VIII-XIII вв. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Эволюция древнерусской государственности в XI - XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России. Монгольская экспансия. Русские земли в борьбе с натиском Запада и Востока. Возрождение русской государственности вокруг Москвы. XVI-XVII вв. в мировой истории. «Новое время» в Европе, как особая фаза всемирно-исторического процесса. Эволюция московской государственности. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. «Смутное время»: ослабление государственных начал. XVIII в. в европейской и мировой истории. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Правление Екатерины II, «Просвещенный абсолютизм». Основные тенденции мирового развития XIX в. Попытки реформирования политической системы России при Александре I. Внутренняя политика Николая I. Реформы Александра II. Российская экономика конца XIX - начала XX вв.: подъемы и кризисы, их причины. Первая русская революция. Первой мировой и Россия войне. Альтернативы развития России после Февральской революции (1917 г.). Гражданская война в России. Вторая мировая и Великая Отечественная война. СССР и мир во второй половине XX века. Причины и первые попытки реформирования советской системы. «Перестройка» в экономическом и политическом развитии страны в 90-е годы XX века. Россия в начале XXI века – модернизация общественно-политическом отношении. Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
- УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
- Образование
- Учебный план 40.03.01, 2024, (4.5), Юриспруденция
- История России