- Цели и задачи дисциплины
- Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины - приобретение знаний и умений по осмыслению этапов развития семейно-брачных отношений в истории России; формирование ценностных культурных ориентаций личности в процессе изучения исторически сложившихся социокультурных традиций, воспитание толерантности, уважения к семейно-брачным традициям иных цивилизаций, формирование потребностей и способностей в эмоциональном сопереживании, общекультурных и профессиональных компетенций. Задачи: - показать на примерах из различных культур общие и особенные черты семейно-брачных традиций полиэтничного российского социума; - получить навыки применения гендерной методологии к исследованию социокультурных проблем, охарактеризовать дискуссии в российской и зарубежной историографии по различным проблемам применения гендерного подхода; - показать формирование и эволюцию семейно-брачных культурно-исторических традиций, понятий; - проанализировать изменения в процессах развития семейно-брачных отношений в различных цивилизациях, составляющих мозаичную российскую цивилизацию, происходившие в ходе её зарождения и расцвета; - показать в событиях истории брака и семьи в России, в нормах обычного или письменного права характерные черты духовной культуры различных цивилизаций, особенности, определяющие ценностные установки сознания, специфику культурной самобытности, отличающую то или иное общество на разных этапах истории; -познакомить с основными видами семьи, возникшими в процессе социоэтнокультурогенеза народов России, с основными тенденциями развития брачно-семейных отношений в культуре различных народов России; - проследить развитие социокультурных процессов в развитии институтов брака и семьи в их взаимосвязи с процессами экономического развития, изменениями в общественном сознании.
- Краткое содержание дисциплины
- 1. Введение. Понятие брака и семьи. Гендерный подход к изучению истории брака и семьи в России. Предмет истории брака и семьи в России. Понятийный аппарат. Методы и источники изучения. Гендерный подход к изучению брачно-семейных отношений. Источники и историография изучения истории брака и семьи в России. Предмет истории брака и семьи в России в системе наук и ее значение. Понятие брака. Понятие об основных культурно-исторических видах семьи. Основные этапы развития истории брака и семьи в России. Периодизация истории брака и семьи в России, ее связь с периодизацией исторических процессов. Основополагающая роль религии в специфике и путях формирования брака и семьи в России в древнейший и средневековый период. 2. Брачно-семейные отношения в эпоху Древней Руси. VI-XV вв. Брак и семья в России в эпоху Средневековья, ХVI-XVII вв. Виды брака у восточных славян. Семья у восточных славян. Положение женщины в семье в эпоху Древней Руси. VI-XV вв. Княжеская семья на Руси. Боярская семья на Руси. 3. Брак и семья в Московской Руси. XVI-XVII вв. Роль обычного и церковного права в развитии брака и семьи. «Домострой» как источник по истории брака и семьи в России. Брак и семья в эпоху "первых Романовых". Семейно-брачные отношения в "Соборном Уложении" Алексея Михайловича. 4. Брак и семья в России в новое время. XVIII - XIX вв. Тенденции "обмирщения" в брачно-семейных отношениях. Брак и семья в Российской империи в XVIII в. Петровские преобразования в сфере семейно-брачных отношений. Изменения в положении женщины в браке и семье в России после петровских преобразований. Дворянская семья в России. Крестьянская семья в России. Традиционная казачья семья. Семья у старообрядцев. Дискуссии о семейно-брачных отношениях в старообрядческих толках. 5. Брак и семья в России в новейший период, конец XIX - начало XX вв. Реформирование брачно-семейных отношений в Российской империи в XIX в. – 1914 г. Крестьянская семья в России в XIX в. Дворянская семья в России в XVIII-XIX вв. Советское брачно-семейное законодательство. Рабочая семья. Особенности семейных отношений в семье уральских горнозаводских рабочих. Традиционная еврейская семья. Семейно-брачные традиции в татарской и башкирской культурах. Семья у народов Кавказа. 6. Семейно-брачные отношения в советский период. Особенности брачно-семейных отношений в 1917 – 1930-х гг. Изменения в положении женщины в браке и семье в советское время. Представления о «новой женщине» и дискуссии в обществе о «новой половой морали» в ранний советский период. Взгляды А.М. Коллонтай. "Коллонтаевщина" и борьба с ней. Виды советской семьи. Развод. Право на алименты. Право на аборт и планирование семьи. Влияние вовлечения женщин в промышленное производство на развитие семейных отношений. 7. Современное российское брачно-семейное законодательство. Проблемы современной семьи. Судьба многодетной семьи. Детские пособия и их влияние на планирование семьи. Дискуссии о роли мужчины в современной семье.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
- Образование
- Учебный план 46.03.01, 2024, (4.0), История
- История брака и семьи