Кафедра «Автомобильный транспорт и сервис автомобилей» располагает отдельным корпусом, развитой учебной базой: современными лабораториями конструкции, ремонта, диагностики, технической эксплуатации, электрооборудования автомобилей, лабораторией триботехники, вычислительным центром, компьютерным классом с выходом в INTERNET, учебными классами и поточными аудиториями с новейшим мультимедийным оборудованием.
Современная линия инструментального контроля: прибор проверки света фар, люфт-детектор, площадка бокового увода колес, стенд проверки амортизаторов, тормозной стенд, дымомер, газоанализатор, мощностной стенд, стенд проверки углов установки колес.
Учебные лаборатории позволяют студентам осваивать специальные курсы, проводить практические занятия и лабораторные работы по устройству, рабочим процессам, обслуживанию, диагностике и ремонту транспортных средств. К примеру, по рабочим процессам было написано преподавателями кафедры Ю.В. Рождественским, Д.Ю. Ивановым, К.В Гавриловым учебное пособие к лабораторным работам: "Рабочие процессы и основы расчета автомобилей", для выполнения которых подготовлена материально-техническая база: стенд для испытания шин, стенд проверки амортизаторов, стенд рулевого управления с зависимой и независимой подвеской, стенд гидравлического тормозного привода, действующий макет тормозной системы автомобиля КамАЗ-5320, действующий макет двигателя ВАЗ 2112 и другие.
Вузовско-академическая лаборатория «Триботехника» была создана в 1988г. и является подразделением Уральского отделения Академии Наук Российской Федерации и Южно-Уральского государственного университета. А с 1993 г. стала развиваться учебная дисциплина «Основы триботехники». Разработаны методические пособия, программное обеспечение. Все это позволяет более качественно готовить специалистов и аспирантов. Студенты кафедры под руководством преподавателей разрабатывают дипломные проекты, пишут исследовательские работы.
Фундаментальные исследования:
- течение смазки в тонких слоях, ограниченных упругими поверхностями;
- нелинейная динамика жидкостных опор скольжения, в том числе смазываемыми структурно-неоднородными и неньютоновскими маслами.
В лаборатории разработаны программные средства для трибоанализа опор скольжения силовых установок транспортных машин и систем их маслообеспечения:
- Гидродинамический и тепловой расчёт опор скольжения;
- Совместный упруго-гидродинамический расчёт коленчатого вала и его опор;
- Оптимизация опор скольжения коленчатого вала;
- Расчёт симметричного и асимметричного профиля юбки поршня;
- Расчёт температурных деформаций поршня и цилиндра;
- Оптимизация профиля юбки поршня.
На основе обобщения и развития теории нелинейной динамики опор скольжения, в том числе опор с плавающими втулками, разработаны и зарегистрированы в Роспатенте пакеты прикладных программ:
- «ОРБИТА» (№ регистрации 940513);
- «ОРБИТА-поршень» (№№ регистрации в 950326, 2002611824);
- «Поршень-оптимум» (№ регистрации 2002611822);
- «РОТОР» (№ регистрации 980414);
- «ТЕМПО» (Версия 1.0, № 2001610243);
- «Рейно» (№ 960052);
- «Динамика опор скольжения» (№ 950259) и другие.
Лаборатория располагает современным оборудованием по изучению свойств смазочных материалов и процессов в различных трибосопряжениях.