Номинация |
Наука и инновации |
Название |
«Научные бои молодых ученых» |
География проекта |
Масштаб проекта: региональный, реализация проекта: г.Челябинск |
Ответственные |
Мальцева Алиса Сергеевна – доцент кафедры Психологии развития и возрастного консультирования |
Краткая аннотация |
В современном «обществе потребления» существует ряд тенденций снижающих интерес к науке:
Итог – необдуманный выбор специальности в университете; выбор работы, не связанной со специальностью; низкий уровень преемственности в научных школах. При этом именно молодежь должна обеспечить активное развитие экономики страны. Необходимы мероприятия, направленные на:
Одним из таких мероприятий является проект «Научные бои». Формат предложен Политехническим музеем Москвы. Основная идея – рассказывать просто и увлекательно об актуальных научных разработках молодых ученых. Работа состоит из нескольких этапов: поиск, отбор, обучение участников; отборочные раунды; финал. В каждом раунде выступает 5 участников из разных научных областей. Запрещено использовать компьютерные презентации. Доступен любой реквизит, который поможет визуализировать идею. Каждому участнику дается 10 минут на выступление и 10 минут на вопросы зрителей. Такой формат позволяет выстроить научную коммуникацию, побудить зрителей включиться в интеллектуальный диалог. Результат проведения мероприятия – количество ребят, желающих принять участие, и количество зрителей, желающих посетить, следующие мероприятия; узнаваемость участников, их социальный капитал. Стратегический результат – формирование моды на участие в научных состязаниях (наравне со спортивными, творческими и т.п.), а также привлекательности карьеры в научной и инновационной сферах. |
Проблема, которую решает |
Существуют программы поддержки, стимулирования инновационной деятельности молодежи (например, «УМНИК», «СТАРТ»), акселераторы технологических стартапов (например, GenerationS). Однако, по нашим наблюдениям, а также на основе анализа ряда исследований (Челтыбашев А.А., Курляндская И.П., Ашутова Т.В., Исакова О.Б., Михайлов А.А., Кисляков П.А., Волошина Т.А., Шмелева Е.А. и др.), количество заявок может быть значительно выше, учитывая число обучающихся в вузах региона. Несмотря на высокую осведомленность о проведении конкурса и его условиях, что достигается масштабной работой кураторов в университете, практически никто не знает победителей и содержание их проектов. Соответственно не имеют представления о тех направлениях и идеях, которые поддерживаются в подобных программах. «Истории успеха», истории конкретных проектов и людей оказываются неизвестными, следовательно, не понятными, а участие и победа в программах кажется невозможной или не интересными. В итоге в целом уровень востребованности инновационной деятельности в молодежной среде находится на низком уровне. В то же время в соответствии со «Стратегией инновационного развития России до 2020 года» развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций, повышение самоидентификации студентов является приоритетным направлением работы системы образования. Предлагаемое мероприятие (Научные бои) способствует развитию научной коммуникации, а также научной преемственности, в том числе в молодежной среде. Кроме того, оно повышает интерес к научно-исследовательской деятельности благодаря формированию позитивного привлекательного имиджа молодых ученых. И наконец, благодаря организации обучения для участников, данное мероприятие позволит развитию так назыавемых soft-skills молодых ученых. |
Цель |
Привлечение молодежи к научной деятельности и популяризация достижений молодых ученых |
Новости проекта