- Цели и задачи дисциплины
- Цель: показать закономерности возникновения и развития научного познания, раскрыть критерии выбора теорий и методологии научного исследования, принципы формирования научных гипотез и междисциплинарный характер современного научного знания. Задачи: 1. раскрыть природу и генезис научного познания, и соотношение науки с другими сферами познавательной деятельности человека; 2. выявить особенности развития науки на современном этапе развития общества; 3. дать представление об идеалах и нормах научного познания; 4. показать систему мировоззренческих принципов организации научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.
- Краткое содержание дисциплины
- Специфика научного знания и мировоззрения. Наука как сложная саморазвивающаяся система. Многообразие форм знания. Проблема демаркации научного знания. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Сциентизм и антисциентизм. Основные концепции философии науки. Специфика и структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни знания. Взаимодействие оснований науки и опыта. Методы научного познания (общенаучные, частнонаучные, специальные и междисциплинарные). Язык науки и особенности его развертывания. Особенности современного этапа развития науки. Научные традиции и научные революции. Нелинейность роста знаний. Формирование глобальной науки. Наука как социальный институт. Социальные ценности и нормы научного этоса. Идеалы и нормы научной деятельности и их социокультурная размерность. Наука и социальные технологии в современном обществе. Методология современной науки. Проблема конвергенции науки, технологий и человека. Этика научной деятельности. Этические основания научной деятельности. Внешняя и внутренняя этика науки. Проблема социального регулирования научной деятельности. Специфика языка науки (концепт, конструкт, термин; высказывание, тезис, аргумент; теория, гипотеза, проблема). Научная картина мира: исторические формы, функции и основания. Философские основания как условие включения научных знаний в социокультурную динамику. "Границы" и "горизонты" социального, гуманитарного и естественнонаучного знания в условиях тотальной цифровизации.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- В результате освоения дисциплины студент должен знать
- общие закономерности развития научного познания в социокультурном контексте; ценности науки и организации процесса научного познания; природу естественных, социально-гуманитарных и технических наук.
- В результате освоения дисциплины студент должен уметь
- ориентироваться в социокультурном контексте научного познания; определять стратегию и разрабатывать тактику научных исследований; осуществлять выбор методологии, используя различные методы исследования.
- В результате освоения дисциплины студент должен владеть
- рационально-критическими способами осмысления информации и методами организации научно-исследовательской деятельности; приемами саморазвития и раскрытия своего научного потенциала.
- Образование
- Учебный план 2.3.3, 2023, (3.0), Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами
- История и философия науки